В нашей стране, после опыта «внесюжетной», но еще предметной, пейзажной «визуализации» музыки «Сентиментального романса» А.Архангельского Г.Александровым (1930), после предметного же «Пасифика» М.Цехановского (на муз. А.Онеггера, 1931), первый абстрактный черно-белый светомузыкальный фильм был снят Н.Воиновым («Прелюдия Рахманинова до-диез минор», 1931). Следующие, тоже чисто экспериментальные фильмы такого рода, но уже с прямым подчинением целям светомузыки снимались в СКБ (затем НИИ) «Прометей» . Причем, часть из них снималась «на музыку» (скрябинского «Прометея», 1964-65, свири- 17 довского «Маленького триптиха», 1975), а некоторые создавались «обратным способом" — вначале монтировалась «немая» абстрактно-красочная кинокомпозиция, затем к ней сочинялась или компилировалась музыка («Вечное движение», 1969; «Космическая соната», 1981). По мнению режиссера этих фильмов Б.Галеева, «обратный метод» позволяет избежать издержек тривиальной «визуализации музыки», позволяя более органично использовать приемы «слухозрительной полифонии». Элементы А. к. (в том числе светомузыкального) естественны в фантастических фильмах, особенно связанных с «внеземной» тематикой («Космическая Одиссея» С. Кубрика, 1968; «Космос — Земля — Космос» Б.Травкина, 1970, и др.). Огромные резервы для синтеза абстрактных образов и музыки в экранном же воплощении открылись и уже используются в связи с активным и повсеместным освоением видеотехники и средств компьютерной анимации, о чем можно судить по программам современных фестивалей экспериментального искусства («Imagina», «Siggraph», «Ars electronica», «Impakt» — за рубежом, «Аниграф», «Третья реальность» — в нашей стране). Лит.: Светомузыка на кино- и телеэкране (тез.докл.). Казань, 1989; Schamoni V. Das Lichtspiel:
Möglichkeiten des absoluten Films (Diss.).München, 1926; Cremerius U. Der abstrakte
Avantgardefilm. Ein Beitrag zur Filmpoesie (Diss.). Köln, 1986; Poétique de la couleur
Une histoire du cinema experimental (Anthologie) P, 1995. Б.Галеев Абстрактный
экспрессионизм
Послевоенный (кон. 40-х — 50-е гг. XX в.) этап развития абстрактного
искусства. Сам термин еще в 20-е гг ввел
немецкий искусствовед Э.(?) фон Зюдов (E. von Sydow) для обозначения некоторых
аспектов искусства экспрессионистов (см.: Экспрессионизм). В |