|
Предыдущая Следующая
Лит: Веберн А. Лекции о музыке. Письма. М.. 1975; Курбатская С. Серийная музыка: вопросы истории, теории, эстетики. М.. 1966; Адорно Т. В. Избранное: Социология музыки. М.,- СПб, 1999; Adorno Th. W. Philosophie der Neuen Musik. Tübungen, 1949.
Ю.Холопов
documenta
Международная всемирно признанная презентация
наиболее продвинутого искусства, организуемая в Касселе (Германия) с периодом в
5 лет в летнее время в течение 100 дней. Инициатором и организатором d. был
167
кассельский художник и
профессор Художественной академии Арнольд Боде (1900-1977), активное участие в
ее организации принял искусствовед Вернер Хафтман. Первая d. состоялась в 1955 г. под названием
«Развитие и европейские перипетии современного искусства». На ней были
представлены произведения 148 художников европейского авангарда первой
половины века (1905-1955) из 13 стран. Она была организована на руинах главного
здания города — дворца Фридерицианум. В качестве главной задачи выставки Боде
считал знакомство немецкой публики с авангардным искусством Европы, которое
было долгие годы под запретом при тоталитарном гитлеровском режиме. На выставке
работала архитектурная секция, представлявшая свои объекты в фотографиях, и в
рамках ее программы прошла ретроспектива «40 лет кино». Выставка получила
широкий общественный резонанс, и организаторы приняли решение сделать ее
периодической.
d2 состоялась в 1959 г.; на ней уже было
представлено только послевоенное искусство и не только Европы. Участвовало 326
художников, и для ее организации была привлечена группа известных
искусствоведов. Главный акцент делался на абстрактном искусстве, язык которого
организаторы считали наиболее универсальным международным языком искусства
настоящего и будущего. Среди участников были Г.Гартунг, В.Вазарели, Д.Поллок,
М.Тоби, О.Цадкин и др. Кроме Фридерицианума выставка заняла и некоторые другие
здания и открытые пространства в центре Касселя. На d3 (1964) особое внимание
при подборе работ было уделено вопросам «качества и значимости» произведений
«классического модернизма».
Боде акцентировал свое внимание на проблеме пространственного
экспонирования произведений, организации экспозиционной среды, особенно в
специальных разделах выставки «Свет и движение», «Образ и скульптура в
пространстве». В частности, три большие картины Э.В.Ная (Nay) экспонировались
под самым потолком узкого зала. В одном из экспозиционных пространств
проводился эксперимент по «визуальной презентации» творческого процесса.
Впервые в d. приняли участие Р.Раушенберг и Й.Бойс. В рамках d. работала
специальная секция «Аспекты», на которой шли постоянные дискуссии по актуальным
вопросам искусства. Центральные пространства на d4 (1968) заняли американский поп-арт (К.Ольденбург,
Э.Уорхол, Р.Индиана),
минимал-арт и пространственные
инсталляции и
энвайронменты
Бойса, Э.Кинхольца, Х.Мэгерта и
др. С огромным объектом — воздушным шаром фаллосообразной формы выступил
Христо. Помимо бурной полемики об искусстве шла дискуссия и о судьбе самой d.;
ибо время ее проведения совпало с периодом революционных движений студенчества
в Европе. Споры искусствоведов прерывались демонстрациями студентов,
требовавших от художников революционного, то есть «социально активного»
искусства и клеймивших d. как «d. торговцев».
Предыдущая Следующая
|
|