В последней трети XX в., как мы убеждаемся, «Игра» Гессе не представляется уже исключительно игрой воображения романиста, абсолютной утопией. Гуманитарные науки постнеклассической, постмодернистской ориентации, активно смыкающиеся с художественной практикой, утрачивающей свои традиционные родовые и видовые границы 191 (см.: Авангард), все более и более всерьез настраиваются на игровой характер
в духе «игры в бисер», подготавливают почву для возникновения одной из ее
модификаций. Активное использование в самых разных сферах математической
«теории игр», практика деловых игр, игровое моделирование ситуаций, перенос
игры на неигровые виды деятельности, игротерапия, игротренинг и т.п., а также
глобальная компьютеризация культуры с выходом в виртуальные реальности также
работают в этом направлении. Лит.: Шиллер Ф. Письма об эстетическом воспитании человека // Шиллер Ф. Статьи по
эстетике. М.-Л., 1935. С. 200 — 293; Нейман Дж., Моргенштейн
О. Теория игр и экономическое поведение. М., 1968; ГадамерХ.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. М., 1988; Хейзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня. М., 1992; Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. Л., 1992;
Кривко-Апинян Т.А. Мир игры. СПб, 1992; Buytendiyk F.Das Spiel. Frankfurt am Main,
1958; Fink E. Spiel als Weksymbol.
Stuttgart, 1960; Сарога A., Mitchell E. The Theory of Play.
N.Y, 1961; Caillois R. Man, Play, and
Games. London, 1962; Heidemann I. Der Begriff des
Spiels und das ästhetische Weltbild in Philosophie der Gegenwart. Benin,
1968; Game, Play, Literature. Ed. J. Ehrmann // Yale French Studies. \o\. 41. New Haven, 1968;
Kowatzki I. Der Begriffnes
Spiels als ästhetisches Phänomen. Von Schiller bis Benn. Bern, 1973;
Auctor Ludens. Essays on Play in Literature. Ed. G.Gumness, H.Andrew.
Philadelphia, 1986; Hutchinsen P. Games Authors Play.
London, N.Y, 1983; Iser W. The Fictive and the
Imaginary. Charting Literary Anthropology. Baltimore, 1993. В.Б., О.Бычков «Игра в бисер»Профетически-утопическая модель элитарной культуры будущего, созданная Г.Гессе в одноименном романе. Вслед за многими крупнейшими мыслителями первой пол. XX в. ощущая реально вершащийся кризис культуры, размышляя о возможных направлениях выхода из него, Гессе в художественной форме создал один из вероятных путей дальнейшего развития культуры, точнее ее элитарной интеллектуально-эстетической сферы. И., согласно роману Гессе, возникла в кругах наиболее одаренных математиков и музыкантов, включив в процессе длительного развития в круг своих участников — игроков, хранителей, служителей, разработчиков, — всю интеллектуально-духовную элиту человечества (филологов, искусствоведов, философов, теологов и т. д.). Она формировалась как неутилитарная игровая деятельность, синтезирующая все интеллектуальные, научные, духовные, религиозные, художественные ценности и достижения человечества за все время его существования и постепенно превратилась по существу в «игру игр» — элитарную духовную Культуру человечества. Профессионально ее изучают, хранят, исследуют, разрабатывают и проводят периодические игры при большом стечении зрителей, готовят кадры И. в элитных школах обитатели специальной Провинции Касталии, занимающиеся только И. И. имеет свои сложнейшие правила, которые неукоснительно блюдет касталийская иерархия во главе с Магистром И. |