Художественной культурой XX в. средневековая И. была «открыта» в начале столетия, прежде
всего — русская И. в России русским авангардом. Многие
художники XX в. (начиная с Матисса, увидевшего в Москве прекрасную коллекцию
старых русских икон) усмотрели в художественном языке И. нечто близкое к самым
современным поискам в области цвето-формы, понимания пространственно-временного
континуума, условно-обобщенного отношения к видимой действительности при ее
изображении и т. п. Плоскостность изображения, смелые сочетания ярких локальных
цветов, свободное обращение с формами предметов, обратная и параллельная
перспективы, совмеще- 196 ние в одном изображении
ряда временных моментов, нескольких ракурсов одного и того же предмета (под
разными углами зрения), многочисленные экспрессивные сдвиги, деформации
предметов, человеческих фигур и лиц, использование абстрактных золотых,
серебряных и цветных фонов и т. п. художественные приемы средневековых
иконописцев оказались созвучными многим художникам-авангардистам XX в. Шагал, Гончарова, Ларионов, Кандинский, Малевич, Филонов и многие другие русские, но также и некоторые западные
художники в той или иной мере или оказались под сильным
художественно-эстетическим воздействием И., или (как кубисты, футуристы,
примитивисты и некоторые др. авангардисты) работали в области модернизации
художественного языка на путях, типологически близких к тем, которые в Средние
века прошли иконописцы. Для отдельных художников XX в. И. оказалась близкой не
только с формально-эстетической стороны, но и с духовно-сакральной. Она дала
толчок современному искусству к поискам путей проникновения в иные, духовные
сферы бытия в процессе художественного творчества. Лит: Философия русского религиозного искусства. XVI-XX вв. Антология под
ред. Н.К.Гаврюшина.М.,1993; Князь Евгений Трубецкой. Три очерка о русской иконе. М., 1991; Флоренский П.А. Иконостас. М., 1994; Булгаков С.Н. Икона и иконопочитание. Париж, 1931; Успенский Л.А. Богословие иконы православной Церкви. Париж, 1989; Бычков В.В. Малая история византийской эстетики. Киев, 1991; его же. Русская средневековая эстетика. XI-XVII века. М., 1992; его же. Духовно-эстетические основы русской иконы. М., 1995; Belting H.. Bild und Kult. Eine Geschichte des
Bildes vor dem Zeitalter der Kunst. München, 1991; Bytschkov W. Bild, Darstellung
und Ikone im orthodoxen Kulturkreis. Aus byzantinischer Zeit ererbte Leitlinien
orthodoxer Geisteskultur // Stimme der Orthodoxie. Berlin, 1989. N5. S.43-48; Bychkov V. Die neoorthodoxe
Theologie der Ikone // Ostkirchliche Studien. Würzbuig, 1993. Bd 42.,
März, Hftl. S.36-50. BychkavV. The Aesthetic Face
of Being. Art in the Theology of Pavel Florensky. Crestwood, NY, 1993. |