|
Предыдущая Следующая
Н.М.
Импрессионизм (от франц. impression — впечатление)
Направление в искусстве,
возникшее во Франции в последней трети XIX в. Главные представители И.: Клод
Моне, Огюст Ренуар, Камилл Писсарро, Альфред Сислей, Берта Моризо, а также
примыкавшие к ним Эдуард Манэ, Эдгар Дега и некоторые другие художники.
Выработка нового стиля И. проходила в 60-70-е гг., а впервые как новое
направление, противопоставившее себя академическому Салону, импрессионисты
заявили о себе на своей первой выставке в 1874 г. В частности, на ней
экспонировалась картина К.Моне «Impression. Soleil levant» (1872). Официальная
художественная критика негативно отнеслась к новому направлению и в насмешку
«окрестила» его представителей «импрессионистами», напоминая об особо
раздражавшей их картине Моне. Однако название отражало суть направления, и его
предствители приняли его в качестве официального обозначения своего метода. В
качестве целостного направления И. просуществовал недолго — с 1874 по 1886 г., когда
импрессионистами было организовано 8 совместных выставок. Официальное признание
же ценителями искусства и художественной критикой пришло значительно позже —
только в середине 90-х гг. И. оказал, что стало очевидно уже в следующем
столетии, огромное воздействие на все последующее развитие изобразительного
искусства (да и художественной культуры в целом). Фактически с него начался
принципиально новый этап художественной культуры, приведший в сер. ХХв. к
ПОСТ-культуре (см.: ПОСТ-), т. е. к
переходу Культуры в какое-то принципиальное иное качество. О.Шпенглер, распространивший понятие И. на культуру, считал его одним из
типичных признаков «заката Европы», т. е. разрушения целостности мировоззрения,
разрушения традиционно сложившейся европейской культуры. Напротив, авангардисты
(см.: Авангард)
начала XX в. видели в И. своего предтечу, открывшего перед
искусством новые горизонты, освободившего его от внехудожественных задач, от
догм позитивизма, академизма, реализма и т. п., с чем нельзя не согласиться.
Сами импрессионисты, как чистые живописцы, не
думали о столь глобальном значении своего эксперимента. Они даже не стремились
к особой революции в искусстве. Просто они увидели окружавший их мир несколько
по-иному, чем видели его официальные представители Салона, и попытались
закрепить это видение чисто живописными средствами. При этом они опирались на
художественные находки своих предшественников — прежде всего, французских
живописцев XIX в. Делакруа, Коро, Курбе, «барбизонцев». На К.Моне, посетившего
в 1871 г.
Лондон, сильное впечатление произвели работы У.Тёрнера. Кроме того, сами
импрессионисты называют среди своих предшественников и французских классицистов
Пуссена, Лоррена, Шардена, и японскую цветную гравюру XVIII в., а искусствоведы
усматривают черты близости к импрессионистам и у английских художников
Т.Гейнсборо и Дж. Констебля, не говоря уже о У.Тёрнере. Импрессионисты
абсолютизировали ряд живописных приемов этих очень разных художников и создали
на этой основе целостную стилевую систему. Предыдущая Следующая
|
|