211 ного мира в мир
абсолютный, эйдетический. Для реализации этой задачи в живописи Плотин наметил
даже целую систему правил, в соответствии с которой предметы следует изображать
такими, какими они выглядят вблизи, при ярком освещении, используя локальные
цвета, во всех подробностях и без каких-либо перспективных искажений (прямую
перспективу античная живопись знала еще с V в до н. э., активно используя ее в
организации театральных декораций — в «скенографии», а позже и в настенной
живописи), избегая теней и изображения глубины. По мнению Плотина только таким
способом может быть выявлена «внутренняя форма» вещи. Через несколько столетий
эта программа была реализована византийским И., особенно в феномене иконы, а ее
идеи во многом легли в основу эстетики и богословия иконы (см.: Византийская
эстетика как парадигма, Икона и авангард). С появлением христианства и началом формирования христианской культуры в позднеантичную эстетику активно влились ближневосточные и собственно христианские мотивы, разработкой которых занимались ранние отцы Церкви. В сфере теории И. во многом господствовали античные представления. Однако библейские идеи творения универсума из ничего, а человека еще и собственными «руками» по своему образу и подобию, участие в сотворении мира божественной посредницы Софии — Премудрости Божией, то есть осознание мира и человека в качестве произведений И., а Бога высшим Художником, существенно повысили авторитет и человеческого художественного творчества. Значительным подспорьем в этом плане для христианских мыслителей стал платоновский «Тимей», в котором высшее божественное начало выведено в качестве благого художника-демиурга, творящего мир по образцу прекрасного прототипа. Вплоть до позднего Средневековья на Западе текст «Тимея» интерпретировался в парадигме «Шестоднева», а Бог аллегорически изображался в качестве художника-геометра с циркулем и другими атрибутами мастера. Креативной интерпретации И. способствовало и внимание христианских мыслителей (особенно восточных) к философии Плотина. Осознание патристикой трансцендентности Бога, его принципиальной вербальной неописуемости (антиномизм главных догматов христианства ставил предел формальнологическому познанию Бога) ориентировал христианское сознание на сферу образно-символического мышления. И искусства, так или иначе включенные в богослужебное действо, особенно словесные, изобразительные, архитектура, музыка, декоративные, уже в ранний византийский период были осмыслены в символическом ключе как сакрально-образные проводники на духовные уровни бытия. Теоретический фундамент такого понимания был заложен христианским неоплатоником Псевдо-Дионисием Ареопагитом (V или нач. VI вв.) в трактатах «Символическое богословие», «О божественных именах», «О церковной иерархии», где были разработаны общая теория христианского символизма, своеобразное понимание образа («сходного» и «несходного»), на многие века повлиявшие на христианскую философию И. |