225 Искусство Нового времени,
начиная с Возрождения активно отходит от канонического мышления к
личностно-индивидуальному типу творчества. На смену «соборному» опыту приходит
индивидуальный опыт художника, его самобытное личностное видение мира и умение
выразить его в художественных формах. И только в ПОСТ-культуре (см.: ПОСТ-), начиная с поп-арта, концептуализма, постструктурализма и постмодернизма, в
системе художественно-гуманитарного мышления утверждаются принципы, близкие к
каноническим, некие симулякры К. — на
уровне конвенциональных принципов творчества, когда в сферах арт-производства и
его вербального описания (новейшей арт-герменевтики) складываются своеобразные
канонические примы и типы создания арт-продуктов и их вербальной поддержки.
Сегодня можно было бы говорить о К. поп-арта, концептуализма, «новой музыки»,
«продвинутой» арт-критики, философско-эстетического дискурса и т.п., смысл
которых доступен только «посвященным» в «правила игры» (см.: Игра) внутри этих канонически-конвенциональных пространств и
закрыт ото всех остальных членов сообщества, на каком бы уровне
духовно-интелектуального или эстетического развития они ни находились. Лит.: Лосев А.Ф. Художественные каноны как проблема стиля // Вопросы эстетики. Вып. В.
Б. Катарсис (греч. кatharsis — очищение)
Категория эстетики, раскрывающая один из сущностных моментов эстетического, именно — высший духовно-эмоциональный результат эстетического отношения, эстетического восприятия в целом, эстетического воздействия искусства на человека. Возникла еще в античной культуре. Пифагорейцы разработали теорию очищения души от вредных страстей (гнева, вожделения, страха, ревности и т. п.) путем воздействия на нее специально подобранной музыкой (так называемая «этическая» функция музыки — воздействие на «этос» — характер, эмоциональный настрой, образ поведения и т.п. — человека). Существовала легенда, что Пифагору удавалось с помощью музыки «очищать» людей не только от душевных, но и от телесных недугов. Авторы античных «Риторик» полагали, что катартическим воздействием обладает и искусство слова. Платон не связывал К. с искусствами, понимая его как очищение души от чувственных устремлений, от всего телесного, затеняющего и искажающего красоту идей. Платоновское понимание К. получило дальнейшее развитие у Плотина, а затем в патристике и в средневековой мистике и эстетике, особенно в интериорной эстетике аскетизма византийских монахов. |