Внутреннее потрясение, просветление и неописуемое духовное наслаждение, которые характеризуют состояние К. и во многом близки к состояниям мистического К. и экстаза, как этапов на путях мистического опыта, свидетельствуют о более глубоком духовном опыте, чем психофизиологические процессы в человеке, высокие эмоциональные состояния или интенции к социально-нравственному совершенствованию. Наряду со всеми этими сопутствующими моментами в К. выражается самая суть эстетического опыта, как одного из путей приобщения человека к Духовному универсуму. К. — реальное свидетельство осуществления в процессе эстетического восприятия контакта между человеком и плеромой духовного бытия, сущностной основой космоса. Принципиальный отказ ПОСТ-культуры (см.: ПОСТ-) от эстетического, от художественно-эстетического измерения в искусстве (в современных арт-практиках) закрывает для ее субъектов и катартический путь в сферы Духа, прорыв материальной оболочки бывания, на что собственно ПОСТ— и не претендует, ограничив свое онтологическое пространство телом и телесностью, вещью и вещностью. Лит.: Лукач Д. Своеобразие эстетического. Т.2. М., 1986, Гл. 10; Zumkley H. Aggression und
Katharsis. Göttingen, 1978; Thiele M. Die Negation der
Katharsis. Zur Theorie des aristotelischen Begriffs als ästhetisches
Phänomen. Düsseldorf, 1982. В.Б. Кафка (Kafka) Франц (1883- 1924)
Австрийский писатель, с небывалой силой описавший потерянность человека в самом себе и в непонятном для него мире, метафи- 227 зическое чувство вины и тоски по недостижимой божественной благодати. При жизни почти никому не известный, завещавший сжечь, не читая, все свои рукописи. После Второй мировой войны К. становится одним из самых известных и влиятельных писателей. По сей день его творчество является одной из «горячих точек» мировой литературы. Сначала пытались связывать его творчество с экспрессионизмом (деформация реальности, крик боли вместо гармонии), затем, в 40-е годы, с сюрреализмом (фантастика, алогизм и абсурдизм), еще позже и уже окончательно его принял в свое лоно экзистенциализм (затерянность человека в непонятном для него мире, страх, вина и тоска как первичные переживания). Внешние биографические обстоятельства, казалось бы,
не способствовали рождению такого причудливого и уникального художника. К.
родился в состоятельной еврейской семье, его отец был владельцем крупного
галантерейного магазина, и будущий писатель никогда не знал нужды. На отца,
который всего добился сам, маленький Франц смотрел со страхом и в то же время с
благоговением. Знаменитое «Письмо к отцу» (вполне реальное, не художественное
произведение), хотя и объемом в небольшую книжку, написано в |