Соч.: Gesammelte Werke. Bd 1-8. München, 1951-1958; с 1982 года
выходит полное критическое издание, где каждому роману посвящено два тома — со
всеми вариантами (изд. продолжается); Соч. в 3-х т., М.-Харьков, 1994. Лит.:
Затонский Д. Франц
Кафка и проблемы модернизма, М., 1972; Emrich W. Franz
Kafka. Bonn, 1958; Brod
M. Franz Kafka. Eine Biographie.
Frankfurt/Main, 1963; Binder
H. Kafka: Hamdbuch. Bd
1-2. Stuttgart, 1979-80. С.
Джимбинов Кейдж (Cage) Джон (1912-1992)
Известный американский
композитор авангардно-модернистской ориентации (см.: Авангард,
Модернизм), один из крупнейших новаторов в
музыке XX в. С детства интересовался не только музыкой, но также живописью,
архитектурой и литературой. Работал на радио в Лос Анджелесе, занимался
композицией у Генри Кауэлла, затем в 1933-34 гг. у последователя Шёнберга — Адольфа Вайсса. В 229 янно возникали серьезные споры относительно роли гармонии в музыке. К. считал ее сильно преувеличенной, за что заслужил от своего именитого учителя титул не столько композитора, сколько гениального изобретателя. В 30-е гг. К. много переезжает с места на место и добирается до Парижа, где берет уроки фортепиано у Лазар-Леви. В этот период он на долгие годы становится близким другом Марселя Дюшана. С самого начала своего творчества К. интересовался
ориентальными музыкальными культурами, в том числе ударными инструментами.
Всюду, где ему приходилось надолго задерживаться (Сиэтл, Сан-Франциско, Чикаго,
и наконец — с К концу 40-х годов в мировоззрении и музыке К. происходит переворот: после «Сонат и интерлюдий» (1948) одновременно с другими выдающимися деятелями американского искусства (например, писателем Дж. Сэлинджером), но независимо от них он открывает для себя дзэн-буддизм, становится последователем пропагандиста этого учения Д.Т.Судзуки. Правда, как и его единомышленники из литературных кругов (и тоже калифорнийцы по происхождению) — поэты-битники (со старшим из них — Кеннетом Пэтченом — К. сотрудничал еще в начале 40-х), принимает его в чисто концептуальном смысле слова. «Я никогда не сидел в позе лотоса и не медитировал», — заметит позже сам композитор. |