Одинаково далекое и от сциентизма, и от экзистенциализма активно-оптимистическое отношение к искусству и его месту в жизни до сих пор делает К. непререкаемым авторитетом в кругах авангарда и, с другой стороны, вызывающе действует на традиционалистов/консерваторов (см.: Консерватизм). Пожалуй, К. — первый музыкант чуть ли не во всей истории искусства (не считая разве что Рихарда Вагнера), чье влияние признают на себе представители практически всех современных искусств, особенно тех, которые стремятся к преодолению видовых и жанровых границ. Соч.: Silence: Lectures
and Writings. Mid- 231 dletown, 1961; A
Year from Monday. Middletown, 1967; Empty Words: Writings, 1973-1978,
Middletown, 1979; Writings, 1979-1982. Middletown, 1983; Charles Eliot Norton
Lectures. Cambridge, Mass., 1990. Лит.: Дроздецкая Н. Джон Кейдж: творческий процесс как экология жизни. М.,
1993; Дубинец Е. Знаки
звуков: о современной музыкальной нотации. Киев, 1999; А John Cage Reader. Ed. P.Gena, J. Brent. N.Y., 1982; John
Cage: Composed in America. Ed. M.Perloff, Ch.Junkerman. Chicago, 1994. Д.Ухов Кинетическое искусство (от греч.: kinesis — движение)Возникшее в Посвятившие себя К.и. художники задаются различными эстетическими целями. Ж. Тенгели стремится оживить, гуманизировать машины, борясь с тоской индустриального мира; П. Бюри обыгрывает замедленное движение; X. Ле Парк и В. Коломбо используют феномены прозрачности, игры света и теней; X. де Ривера сосредоточен на художественных эффектах работы моторов; прибегая к сложным приспособлениям, Н. Шёфер достигает полисенсорности воздействия; движущиеся магнитные скульптуры Такиса создают иллюзию вечного движения; группы Ничто, Зеро, Экзат 51 экспериментируют с динамикой и светотенью. |