Лит.: Садуль Ж. Всеобщая история кино. В 6-ти тт. М., 1958-1963; Деллюк Л. Фотогения кино. М., 1924; Балаш Б. Кино. Становление и сущность нового искусства. М., 1968; Кракауэр 3. Природа фильма. Реабилитация физической реальности. М., 1974; Арнхейм Р. Кино как искусство. М., I960; Базен А. Что такое кино? М., 1972; Аристарко Г. История теорий кино. М., 1966; Муссинак Л. Избранное. М., 1981; Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости.
М., 1996; Эйзенштейн С. Избр. произв. в 6-ти тт., М., 1964-1971; Строение фильма. Сб.
статей. М., 1985; Из истории французской киномысли: Немое кино, 1911- О.Аронсон Киркегор (Кьеркегор)
(Kierkegaard) Сёрен (1813-55)
Датский философ, богослов
и писатель, один из предшественников экзистенциализма. «Для
мышления и личности К. характерно столкновение контрастных, несовместимых
принципов и жизненных установок, что во многом объясняется ранним влиянием на
него, с одной стороны, суровой протестантской семейной атмосферы (с острым
ощущением виновности человека перед Богом), а с другой — увлечение немецким
романтизмом с его эстетически-эвдемонистским культом наслаждения и
подчеркиванием самоценности человеческой личности. Отсюда — характерная для К.
любовь к парадоксу, стремление подчеркнуть непримиримость различных типов
мировоззрений, выразившееся в романтической склонности писать свои произведения
под разными псевдонимами. Основное определение человека, по К., не разум, а
существование (экзистенция), и только то мышление, которое исходит из
экзистенции и питается ею, может быть подлинным, т. е. экзистенциальным. С этим
связана присущая философии и эстетике К. углубленная саморефлексия, своего рода
психология, исследующая трагические противоречия души и ее сложные отношения, а
нередко и противоборство с окружающим миром. При этом К. обнаружил глубокое
понимание диалектики человеческой души и большое писательское дарование.
Влиянием своим на скандинавскую литературу К. обязан прежде всего своей книге
«Или-или» (1843), где он вскрывает своеобразную логику развития человеческой
души, внутренней жизни человека. Парадоксальная структура последней изображена
в учении о «стадиях жизни» — эстетической, этической и религиозной. На стадии
эстетической цель человеческой жизни — наслаждение, высшее начало для человека
— красота, а высшая способность души — воображение, свободная игра фантазии; главная жизненная установка здесь — игровая:
человек ни к чему не относится всерьез, кроме собственного удовольствия.
Образцом такого рода «эстетически-гедонистической личности» являются для К.
герои «Люцинды» Шлегеля. Его критика эстетизма, в
сущности, есть критика иенского романтизма, понятого К. «изнутри». Критика
романтической иронии как способа «воспарения над действительностью» служит у К.
переходом к более высокой — этической стадии развития души, для которой
характерна потребность в выборе самого себя, останавливающем «игру воображения»
и превращающем индивида в нравственную личность. Однако и этическая стадия не
есть высшая: логика развития человеческой души, по К., ведет к преодолению этой
стадии, ког- |