Соч.: Über die moderne Kunst. Bern. Bümpliz,
1945; Unendliche Naturgeschichte. Form— und Gestaltungslehre. 2 Bde. Basel.
Stuttgart, 1970; Das bildnerische Denken. Form — und Gestaltungslehre. Bd 1.
Basel. Stuttgart, 1971; Schriften. Köln, 1976; Tagebücher von Paul
Kleе: 1898-1918.
Köln, 1979. Лит.:
Grohmann W. Paul Kleе. Stuttgart, 1954; Klee
F. Paul Kleе. Leben und Werke in Dokumenten.
Zürich, 1960; Gmhmann
W. Der Maler Paul Klee. Köln, 1966; Huggler
M. Paul Klee. Die Malerei als Blick in den
Kosmos. Frauenfeld. Stuttgart, 1969; Glaesemer
Jü. Paul Kleе. Handzeichnungen. 3 Bde. Bern, 1973-1979; Werkmeister
O.K. Versuche über Paul Kleе. Frankfurt,
1981. В.Б.,
Л.Б. Коллаж (фр. collage — приклеивание)
Один из популярных приемов
создания произведений искусства в XX в., хотя случаи использования его
встречаются и в искусстве более ранних времен. Впервые осознанно и
последовательно технику К. применили в своих произведениях кубисты (см.: Кубизм) — особенно активно — П.Пикассо, наклеивая кусочки старых газет и некоторые другие предметы
(дерево, материю) на свои картины. С одной сторо- 242 ны, они выполняли в
структуре картины те же функции, что и написанные красками элементы, так как
органично включались в композиционное и цветовое единство картины. С другой, —
включение элементов обыденных предметов в произведение искусства ставило
по-новому проблему понимания искусства в целом, уравнивая элементы утилитарных
предметов, вроде бы не имеющих никакого отношения к искусству, с
вырабатывавшимися столетиями чисто художественными элементами. Фактически
узаконивание приема К. означало революционный переворот в визуальных искусствах
(так называемая «революция приклеивания» — «The Pasted-Paper Revolution»).
Отсюда оставался один шаг до признания вообще любого предмета обыденной
реальности, изъятого из утилитарно-функционального контекста и помещенного в
контекст музейно-художественного пространства, полноправным произведением
искусства, что и осуществил в своих ready mades (см.: Реди-мейд) уже в |