К кубистам позднего периода примыкал некоторое время и ряд известных скульпторов — таких как А.Архипенко, Ж.Липшиц, Г.Лоренс. Они пытались, и иногда достаточно успешно, решать в пластике задачи, поставленные кубистами-живописцами. При этом объемность и иная материальная фактура, использование реального света и тени на скульптурных объемах, пространственные сдвиги плоскостей, форм, объемов, варьирование пустотами и наполненностями открыли перед ними и новые чисто пластические перспективы, в результате чего они все достаточно скоро отошли от К. и двинулись своими путями в искусстве XX в. Основные теоретические идеи кубистов были изложены фактически участниками этого направления и примыкавшими к ним критиками, в частности в работах Глёза и Метцен-же «О кубизме» ( 1912) и Аполлинера «Живописцы кубисты. Эстетические медитации» (1913). Соч.: Gleizes A.
Metzinger J. Du «Cubisme». Paris, 1912. Лит.:
Apollinaire G. Les Peintres cubistes. Méditations
esthétiques. P., 1913;
Janneau G. L'Art cubiste. Théories et réalisations.
Étude critique. P., 258 1929; Gray С. Cubist Aesthetic Theories. Baltimore, 1953; Fry E. Der Kubismus.
Köln, 1966; Daix P. Der Kubismus in Wort
und Bild. Stuttgart, 1982; Essential Cubism: 1907- Л.Б. Кубофутуризм
Локальное направление в
русском авангарде
(в живописи и в поэзии) начала XX в. В
изобразительном искусстве К. возник на основе переосмысления живописных находок
сезаннизма (см.: Сезанн ), кубизма,
футуризма, русского неопримитивизма.
Основные работы были созданы в период 1911-1915гг.
Наиболее характерные картины К. вышли из-под кисти К.Малевича, а также были написаны Бурлюком, Пуни, Гончаровой, Розановой,
Поповой, Удальцовой, Экстер. Первые кубофутуристические работы Малевича
экспонировались на знаменитой выставке 1913г. «Мишень», на которой дебютировал
и лучизм
Ларионова. По внешнему виду
кубофутуристические работы перекликаются с созданными в то же время
композициями Ф.Леже и представляют
собой полупредметные композиции, составленные из цилиндро-, конусо-, колбо-,
кожухообразных полых объемных цветных форм, нередко имеющих металлический
блеск. Уже в первых подобных работах Малевича заметна тенденция к переходу от
природного ритма к чисто механическим ритмам машинного мира («Плотник», 1912,
«Точильщик», 1912, «Портрет Клюна», 1913). Наиболее полно кубофутуристы были
представлены на «Первой футуристической выставке «Трамвай В» (февраль |