Лит.: Русский футуризм: Теория. Практика. Критика. Воспоминания. М.,
1999; Поэзия русского футуризма (Новая библиотека поэта). СПб, 1999; Gray С. Das grosse
Experiment. Die russische Kunst 1893-1922.[Köln, 1974]. В.Б., Л. Б. Кунеллис (Kounellis) Яннис (p. 1936)
Известный современный
художник. Родился в Греции (в портовом городке под Афинами Пирее — отсюда
многие материалы его будущего творчества), с В 80-90-е гг. усиливается тяготение К. к организации монументальных энвайронментов в огромных помещениях — залах и подвалах старинных дворцов, на настоящей барже, в цехах заброшенных заводов и фабрик. Здесь им активно используются все особенности местного интерьера: колонны, перегородки, двери, окна, опорные столбы, остатки заводских станков и различных приспособлений и т. п. К этому добавляются старые переносные инсталляции или их фрагменты и некоторые новые инсталляционные элементы. В результате возникают каждый раз новые неповторимые художественные пространства, наполненные определенной, восходящей к Арте повера символикой: обращением к простым вещам, первичным стихиям (огню, земле, воздуху) как символам бытия; поэтизацией быстро устаревающей материальной оболочки мира и цивилизации, прежде всего; попытками преодолеть время путем переорганизации реального пространства в некое новое качество с помощью художественных законов и приемов и т. п. В отличие от концептуалистов (см.: Кон- 260 цептуализм)
и многих других
представителей ПОСТ-культуры (см.: ПОСТ-)
К. сохраняет традиционную
для искусства веру в символическую значимость вещей и их сочетаний. Для него вещь
(или ее фрагмент) значима и
сама в себе и как знако-символ чего-то иного. Проблема традиционной
эстетической упорядоченности создаваемого пространства на основе законов меры,
гармонии, пропорции сохраняет в его творчестве актуальность, хотя и решается
часто далеко не традиционными средствами, с помощью необычных для искусства
прошлого средств и материалов. Например, в ряде энвайронментов он опоясывал
старинные колонны или опорные столбы интерьеров металлическими спиралями или
размещал вокруг них стальные круги с рельсами, по которым бегали паровозики от
детских железных дорог. Характерным для К. является обозначение практически
всех своих работ и проектов одним (ставшим значимым, почти символом) названием
«Senza titolo» («Без названия»). Слова здесь не играют роли. Реципиенту
предоставляется полная свобода творческого восприятия визуальных пространств К. |