Лит.: Chiampi I. El réalisme maravilloso: forma e
ideológia en la novela hispanoamericana. Caracas, 1983; Paris W. Lois Parkinson Z. (ed.). Magical
realism: Theory, History, Community. Durham, 1995. Н.M. Малевич
Казимир. (1878-1935)
Русский художник, один из
крупнейших представителей русского авангарда начала XX
в., основатель и главный представитель супрематизма. М. родился в польской семье в Киеве; в 1904г. впервые
приехал в Москву и с этого времени практически постоянно жил в Москве или в
Петербурге (Ленинграде). С 1904-1905 гг. начал серьезно самостоятельно (был
«самоучкой», как он писал во всех анкетах) заниматься живописью, пропустив
через себя и пережив до 279 ледней футуристической
выставке картин «0,10»» в декабре 1915. Тогда же появились термин супрематизм и
первая теоретическая брошюра-манифест М. с попыткой обоснования нового
направления «От кубизма к супрематизму. Новый живописный реализм.» Основные
стадии развития супрематизма, как писал сам М., он прошел с 1913 по М. много писал и теоретических работ, особенно
начиная с Кратко она может быть условно обозначена как линия чистого эстетизма, апологии неутилитарного Искусства, независимого ни от каких социальных, политических, экономических или религиозных аспектов, имеющего свой самоценный предмет — красоту и гармонию, и свою цель — эстетическое наслаждение («приятное эмоциональное» состояние, «приятное удовлетворение чувства»). Линия классического эстетизма, которая приобрела у М. неожиданный поворот и вывела его к теории беспредметной экономично-минималистской живописи, в конечном счете отрицающей собственно живопись в ее традиционном бытии и переходящей в некое особое трансцендентное «измерение», открывающееся по ту сторону абсолютного «нуля». |