Понятие «прибавочного элемента» относилось М.
непосредственно к живописи, и притом — новейшего времени. Очевидно, что само
название навеяно популярной в то время Марксовой теорией прибавочной стоимости,
хотя по существу не имеет к ней никакого отношения. У М. прибавочный элемент
живописи — это некоторая структурообразующая закономерность, характерная для
того или иного направления, т. е. главный принцип организации произведения
искусства, его пластической формы в данном направлении. В Художественно-эстетическая теория и супрематическая практика М. оказали сильнейшее воздействие на развитие многих направлений в искусстве и отдельных крупных художников XX в. Его «Черный квадрат» стал символом и «иконой» авангардных движений и самого «продвинутого» экспериментирования в искусстве и ПОСТ-культуре XX в. Соч: Essays on art.
Vol.I-II. 1915-33; Copenhagen, 1968; The world as Non-Objectivity. Unpublishing
writings. 1922-25. Vol. III. Copenhagen, 1976; The Artist, Infinity,
Suprematism. Unpublishing writings 1913-33. Vol. IV. Copenhagen, 1978; Статьи, манифесты, записи и заметки// Сарабьянов Д., ШатскихА.
Казимир Малевич. Живопись.Теория. М., 1993. С. 191-380; Собрание
сочинений в пяти томах. Т. 1.М., 1995; Т. Лит.:
Казимир Малевич. 1878-1935
[Каталог выставки, Ленинград, Москва, Амстердам. 1988-1989]; Сарабьянов Д., Шатских А. Указ.
соч. В.Б. Мальро (Malraux) Андре. (1901-1976)
Французский философ искусства, искусствовед, представитель французского экзистенциализма,
всемирно известный писатель, видный общественный деятель (с 1958 по В послевоенные годы М. сосредоточивается в основном на исследовании искусства, именно в этот период публикует фундаментальные труды по философии искусства «Психология искусства» (1947-1949), «Сатурн» (1949), «Голоса безмолвия» (1951), «Воображаемый музей мировой скульптуры» (1952-1955), «Метаморфозы богов» (1957) и др. |