Случается правда, какой-либо модернистский или авангардистский прием в такой степени осваивается фундаментальной культурой, что становится штампом, тогда он может использоваться текстами М. к. В качестве примера можно привести знаменитые советские кинематографические афиши, где на переднем плане изображалось огромное лицо главного героя фильма, а на заднем плане маленькие человечки кого-то убивали или просто мельтешили (в зависимости от жанра). Это изменение, искажение пропорций — штамп сюрреализма. Но массовым сознанием он воспринимается как реалистический, хотя все знают, что головы без тела не бывает и что такое пространство, в сущности, нелепо. Постмодернизм — это беспечное и легкомысленное дитя конца XX в.
Постмодернизм — это
беспечное и легкомысленное дитя конца XX в. — впустил наконец М. к. и смешал ее
с элитарной. Сначала это был компромисс, который назывался кич. Но потом и классические тексты постмодернистской культуры,
такие, как роман Умберто Эко «Имя розы» или
фильм Квентина Тарантино «Бульварное чтиво», стали активно использовать
стратегию внутреннего строения массового искусства». (Руднев В. Словарь
культуры XX века. Ключевые понятия и тексты. М., 1997. С. 155-159.) Лит.: MacDonald D. A Theory of Mass
Culture // Mass Media and Mass Man. N.Y., 1968; Approaches to Popular Culture.
L., 1976; Strinati D. An Introduction to
Theories of Popular Culture. L., 1995. Масс-медиа (средства массовой коммуникации)
Технологии и институты,
через которые централизованно распространяется информация и другие формы
символической коммуникации крупным, гетерогенным и географически рассеянным
аудиториям; одна из существенных форм распространения и бытия массовой
культуры. Само слово «медиум» означает
определенный инструмент преобразования опыта в знание, а его форма
множественного числа «медиа» обозначает знаки, которые придают смысл событиям
повседневной жизни, причем подразумевается существование многочисленных
знаковых систем. Термин «медиум» является достаточно обобщенным, это любой
инструмент коммуникации, который передает, или «медиирует» значение. Телефон,
радио, фильм, телевидение — все они являются «медиа», наряду с печатью и
человеческим голосом, живописью и скульптурой. В то же время сам процесс
медиации осуществляется в каждом случае по-разному, в зависимости от степени
«чистоты» медиума. Так, телефон представляет собой «чистую» форму медиации, в
то время как газеты и электронные медиа теснейшим образом связаны со средой
своего существования и, в свою очередь, формируют свой собственный
саморефенциальный универсум. Уже в конце XIX в. газета становится социальным
институтом, а электронные медиа с самого начала неразрывно связаны с контекстом
массовой культуры и потребительского общества. В исследованиях по теории медиа
подчеркивается связь новых коммуникационных технологий с изменяющимся
характером общества, начало которой уходит корнями еще в середину XIX века.
Однако массовые коммуникации не следует смешивать с технологиями, делающими их
возможными. Терминологическое различие между «масс-медиа» и «массовыми
коммуникациями» состоит в том, |