|
Предыдущая Следующая
300
минималистов ~- К.
Андре, М. Боннер, У. Де Мариа, Д. Флэвин. С. Ле Витт, Р. Мэнголд, Б. Мэрден, Р.
Моррис, Р. Раймэн. Их объединяет стремление вписать артефакт в окружающую
среду, обыграть естественную фактуру материалов. Д. Жад определяет его как
«специфический объект», отличный от классических произведений пластических
искусств. Самостоятельную роль играет освещение как способ создания
минималистских художественных ситуаций, оригинальных пространственных решений;
используются компьютерные способы создания произведений.
Идея концептуальной предопределенности творческого
процесса в М. получила развитие в концептуализме; представление об искусстве как
действии, пространственно-временном опыте освоения окружающей среды оказалось
созвучно американским течениям антиформы, земляного искусства (см.: Лэнд-арт), саморазрушающегося
искусства и постминимализма второй половины 60-х гг.
Лит.: Wollheim R. Minimal Art // Arts
Magazine, January 1965; Battcock G. Minimal Art. A Critical Anthology. N.Y., 1968; Art Minimal
I. De la ligne au parallélépipède. Bordeaux, 1985; Art
Minimal II. De la surface au plan. Bordeaux, 1986; Baker K. Minimalism. Art of Circumstance. N.Y., 1988;
Groupes, mouvements, tendances de l'art contemporain depuis 1945. 2éd. P., 1990.
H.
M.
Миро (Miro) Хуан (1893-1983)
Испанский художник, один
из крупнейших мастеров XX в., руководствовавшийся в своем творчестве принципами
сюрреализма.
Детство и юность провел в Барселоне, с 1919 г. жил попеременно то в
Париже, то в Испании (Барселона, Пальма де Майорка). С 1907 г. профессионально
обучался живописи в художественной академии. В 1916 г. знакомится с
работами французских авангардистов на выставке в Барселоне, создает свои первые
полотна под влиянием Ван Гога, фовистов
(см.: Фовизм)
и кубистов (см.: Кубизм). Однако уже в этих работах ощущается некая сила и глубинная
экспрессивная мощь, которой были лишены его французские прообразы. Особенно в
фигурных композициях с использованием кубистических приемов прорывается некая
архетипическая энергия, характерная для романской стенописи Каталонии (XII в.,
сохранилась в ряде церквей Барселоны), выполненной в наивно-экспрессивном духе.
В 1919 г.
М. впервые посещает Париж, в 1920
г. знакомится с дадаистами, в 1923 г. входит в круг
главных создателей сюрреализма (Бретон, Элюар, Арагон и др.). Дух дадаизма и
сюрреализма оказывается наиболее созвучным его духовно-творческим интенциям, и
в 1924-25 гг. М. обретает свой оригинальный стиль, который фактически и стал
одним из главных компонентов сюрреалистического движения в целом.
В пространстве этого стиля с некоторым его
внутренним движением (наиболее сильное формально-пластическое развитие его
произошло в 60-е гг.) он работал на протяжении всей своей жизни, создав большое
количество высокохудожественных живописных полотен, но также пробовал силы и в
графике, театральном искусстве, скульптуре, а в поздний период даже в ассамбляже. А.Бретон
в 1928 г.
признался: «Миро поистине самый сюрреалистский из всех нас». И это не было
преувеличением. Исключительно живописными средствами (на уровне только цвета,
абстрактных форм и линии, освобожденных от какой-либо литературщины)
сюрреалистический дух с наибольшей силой передал именно М. По своему
внутреннему складу он был иррационалистом и изотериком. Из всех сюрреалистов и
других авангардистов он дальше всех стоял от всяческих, характерных для авангарда, поверхностных
эпатажных акций, архиреволюционных заявлений и манифестов. Глубоко
прочувствовав, что сюрреалистский тип творчества, ориентированный на полное
снятие контроля разума в процессе творчества, высвобождение иррациональных, бессознательных
процессов и спонтанного глубинного видения мира, открывает принципиально новые
возможности перед живописью, М. полностью ушел в творчество. Предыдущая Следующая
|
|