Начав проектами высотных зданий на Фридрихштрассе в
Берлине и в условном городском окружении (1919-1921), архитектор продолжает
совершенствовать свою концепцию в проекте павильона Германии на международной
выставке в Барселоне (1929 ) и в особняке Тугендхат в Брно (1930). После
переезда в Соединенные Штаты в К наиболее известным сооружениям американского периода творчества архитектора относятся Краун-холл в Иллинойском технологическом институте в Чикаго (1955) — черный кристалл с почти классическим ритмом металлических тяг на фасаде, и Сигрем-билдинг в Нью-Йорке (1956-58), высотный стеклянный параллелепипед которого артистически сочетается с мощными струями бьющего вверх фонтана. Лит.: Мачульский Г.К. Мис ван дер Роэ. М., 1969; Людвиг Мис ван дер Роэ // Мастера
архитектуры об архитектуре. М., 1972. С. 365-383; Glaeser L. Ludwig Mies van der
Rohe: Drawing in the Collection of the Museum of Modern Art. N. Y., 1969; Hilferseimer L. Mies van der Rohe. Chicago, 1985. А.
Шукурова 303 Модерн (фр. modeme — современный)
Стилевая эпоха в евро-американском искусстве рубежа XIX-XX вв. Термин М. наиболее активно употреблялся в России; во Франции это явление обозначалось как «ар нуво» (Art nouveau), в Австрии — «сецессион» (Secession), в Германии — «югендштиль» (Jugendstil), в Италии — «либерти» (Liberty). M. явился своеобразной художественно-эстетической реакцией культуры на засилие в ней в XIX в. позитивистско-материалистических тенденций, а в искусстве — натурализма, реализма, академизма. Внутренней движущей силой М. явился эстетизм, активно разрабатывавшийся У.Моррисом, Дж.Рёскиным, А. Ван де Вельде. Основу его составляло стремление теоретиков и практиков искусства «поворота столетий» выработать принципиально новый «большой стиль» в культуре, который органично опирался бы на художественные достижения прошлых эпох, охватывал всю среду обитания человека, включая все виды и жанры искусства, и в основе которого лежали бы чисто эстетические (в понимании теоретиков М., прежде всего, связанные с красотой) принципы. Синтетизм всех видов искусства, органичность их сочетания друг с другом на основе усмотренных в природе принципов органического строения форм в растительном (отсюда подчеркнутая флореальность М.) и животном (биогенность М.) мирах, подчеркнутая декоративность, повышенный пластицизм — характерные установки М. |