|
Предыдущая Следующая
Парадоксы, абсурдные ходы, алогичные сочетания
вроде бы несочетаемых элементов и т.п. приемы, выполненные методом сборки на
основе коллажа-монтажа часто из далеких от традиционных для искусства
материалов (обычно бывших в употреблении вещей обихода и их фрагментов,
отслуживших машин, механизмов, приборов индустриальной цивилизации, реже —
заново созданных неких технологических неутилитарных симулякров, не имеющих реальных
прообразов и какого-либо функционального назначения), призваны активизировать
восприятие реципиента и рассчитаны на очень широкую и субъективную смысловую
полисемию. С М. в сфере художественной культуры начинает формироваться энвайронментальная
эстетика, и в нем заключены основные истоки ПОСТ-культуры (см: ПОСТ-); в
ряде своих арт-направлений М. с 60—70-х гг. перетекает в постмодернизм.
Лит.: Модернизм. Анализ и критика основных направлений. М., 1980; The Gender
of Modernism. An Anthology. Ed. B.K.Scott. Bloomington, 1990; Eysteinsson A. The Concept of
Modernism. Ithaca, 1990; Stevenson R. Modernist Fiction.
An Introduction. N.Y., London, 1992; Drucker J. Theorizing Modernism.
Visual Art and the Critical Tradition. N.Y., 1994; Nicholls P. Modernism. A
Literary Guide.
306
London, 1995; From
Modernism to Postmodernism. An Antology. Ed. L.E.Cahoone. Cambridge/Mas.,
Oxford, 1996.
В.Б.
Модильяни (Modigliani)
Амедео (1884-1920)
Итальянский художник, с 1906 г. живший в Париже.
Работал как живописец, скульптор, график. На его творчество определенное
влияние оказали искусство итальянского Ренессанса, которое он энергично
штудировал до приезда в Париж в Италии, и в парижский период работы
Тулуз-Лотрека, Сезанна, Пикассо; ощущается
и влияние африканской скульптуры (особенно в его пластике), которая в тот
период была в моде у обитателей Монмартра. В искусстве авангарда он был своеобразным лирическим маньеристом. В противовес
большинству своих коллег и друзей по парижскому цеху живописцев он проповедовал
своей кистью утонченную красоту, лиризм, линейно-живописную поэзию, данные в
чистом, рафинированном виде. Среди живописцев своего времени он был, пожалуй,
единственным аристократом кисти, у которого органично синтезировались многие
достижения живописи прошлого (особенно итальянского Ренессанса: Джорджоне,
Боттичелли, Тициана) и некоторые находки авангарда. В основном он писал
портреты и ню. В них при преобладании удивительно напевной изысканной линии
существенную роль играла живописная проработка фактуры, усвоенная им от
Сезанна. Его без преувеличения можно назвать последним в живописи вдохновенным
певцом женского тела, женской красоты в целом. В своих ню он добивается
удивительной одухотворенности женского тела, фактически лишая его какого-либо
намека на чувственность, что удавалось только некоторым ренессансным мастерам.
Для его портретов характерна изысканная удлиненность форм (особенно шеи),
плоскостная обобщенность, подчеркнутая графичность; настроение некой
меланхолической погруженности в себя, выражению чего способствуют
соответствующий колорит, характерные наклоны голов, закрытые, полузакрытые, а
иногда и вообще не прописанные глаза (голубой, или иной фон вместо глазных
яблок).
Предыдущая Следующая
|
|