|
Предыдущая Следующая
В состоянии творческого подъема, ставя перед
живописью сверхзадачи по осмыслению и воплощению anima mundi, M. осенью 1911 г. на выставке в
Амстердаме впервые встретился с кубизмом Пикассо и Брака. Конструктивные
формосозидательные и коммуникативные проблемы синтетического кубизма нашли
немедленный отклик в творчестве философствующего с карандашом и кистью в руках
голландца. Весной 1912 r. M. уехал в Париж и начал работать в манере «высокого
кубизма». В отличие от своих парижских предтеч, М. не ставил перед кубизмом задач
изображения предмета или природного мотива со всех возможных точек обзора,
пользуясь приемами ротационного зрения. Его «высокий кубизм» конструктивен и
аскетичен. Из композиций устраняются не только цвет, сведенный к скупой
черно-серо-голубой гамме, но и массы, предметность которых обозначена лишь
выразительными геометрическими линиями, выявляющими внутренний костяк, основу
жизни архитектурных и природных мотивов. Интересно, что сами эти натурные
мотивы оставались для М. объектом того же пристального внимания, что и в
докубистический, ранний период творчества. Обобщенные линейные полуабстрактные
«Композиции» на тему деревьев чередовались с тщательными натурными меловыми
рисунками в традиционной манере. Пользуясь разными стилистическими приемами, М.
ставил перед собой одну и ту же задачу: проникнуть в тайны структуры мироздания
с помощью геометрических знаков и «светописи».
В 1914
г. М. вернулся в Голландию, где оказался отрезанным от
остальной Европы после начала Первой мировой войны. Здесь он вскоре сблизился с
теософом, философом и математиком д-ром Шенмейкерсом, автором трудов «Принципы
формотворческой математики» и «Новый образ мироздания». Под влиянием
«Христософской» геометрии и теории чисел Шенмейкерса, претендовавшего на
истинность знакового постижения Божественного космоса, М. открывал возможности
геометрической абстракции в живописи. В больших овальных композициях тушью и
углем он уподоблял фасады церквей и морские виды геометрическим структурам из
вертикальных линий. Наиболее выразительные листы покрывались сетью
геометрических знаков, получивших впоследствии у художников название
«плюс-минус». Не случаен и избранный овальный формат композиций: теософия
заимствовала у индуизма знак яйца — символ бывших и грядущих перерождений.
Здесь М. подошел к полному отказу от фигуративности, чего избегали Пикассо и
Брак.
В конце 1915 г. беспредметные опыты М. нашли отклик у
молодого художника Тео ван Дуйсбурга (1883-1931), пытавшегося найти синтез
живописи с современной архитектурой. В 1916 г. художники создали группу «Де Стейл», а
в 1917 начали издавать художественный журнал с тем же названием «De Stijl». На
страницах «De Stijl» M. публиковал теоретические выкладки о законах
формообразования, приведшие к рождению нового направления — неопластицизма
(«Nieuwe Beelding in de Schilderkunst»). M., полностью отказавшись от
фигуративности, теоретически и практически исследовал природу абстрактного
искусства, обосновывая ведущую роль в композиции вертикальных и
горизонтальных линий, демонстрирующих равновесие противоположностей: отказ от
перспективных построений, так как «новый тип со- Предыдущая Следующая
|
|