она не отказывается и от традиционного канона. Скорее, она делает возможным обновление традиционного искусства, раскрывая сложность его функционирования и богатство того опыта, через который оно должно быть понято. Лит.: Berleant A. Art and Engagement. А.
Берлеант В современной научной
литературе употребляется и понятие «ангажированное искусство» в смысле,
отличном от введенного А.Бер-леантом. Имеется в виду сознательная
ангажированность искусства другими сферами культурно-цивилизационного поля,
например, политикой, идеологией, наукой, религией, рекламной индустрией и т.п.
для своих целей. Так, искусство «социалистического реализма» — это искусство,
предельно ангажированное советским тоталитарным режимом для пропаганды своей
идеологии. Таким же образом все немецкое искусства Третьего рейха было
поставлено на службу (ангажировано) национал-социалистической идеологии. Многие
направления современного «продвинутого» искусства ангажированы арт-номенклатурой,
арт-рынком и т. д. Однако этот род
ангажированности искусства не является эстетическим. Л. Б. Антиномия (греч.
— antinomia — противоречие
закона самому себе)
Философское
понятие, означающее сочетание (или единство) противоположных, взаимоисключающих
с точки зрения формальной логики утверждений. В древности фигурировало в
юриспруденции (для обозначения случаев, когда закон вступает в противоречие с
самим собой — «Кодекс» Юстиниана 34 богословии. Глобальную систему философских А. обосновал и сформулировал И.Кант в «Критике чистого разума» (1781), показав, что А. необходимо возникают в системе суждений о бытии, когда человек пытается осмыслить его как некое единство трансцендентного и имманентного, вечного мира «вещей в себе» и преходящего эмпирического существования. Гегель предпринял попытку диалектического снятия А. разума. Антиномизм издревле был присущ сфере религиозного сознания как способ вербального обозначения умонепостигаемых духовных сущностей. В частности, христианство, осознав принципиальную недоступность человеческому разуму понимания Бога, разработало и догматизировало антиномическую систему Его описания как умонепостигаемой трансцендентно-имманентной сущности. Главные догматы христианства тринитарный и христологический антиномичны: ипостаси Троицы «неслитно соединены» и «нераздельно разделяются»; этими же А. описываются и две противоположные природы в Христе — божественная и человеческая. Эти исходные А. были развернуты греко-византийскими отцами Церкви; нашли оптимальное выражение в сочинениях псевдо-Дионисия Ареопагита (рубеж V-VI вв.). А. активно использовались в церковной византийской и древнерусской поэзии, заняли видное место в текстах православного богослужения. Особое внимание антиномизму, как наиболее емкой форме мышления, уделили в своих философско-богословских концепциях русские религиозные философы о. Павел Флоренский и о. Сергий Булгаков. Для художественно-эстетической сферы существенное значение имеет вскрытая и разработанная С.Булгаковым антиномия иконы (см.: Византийская эстетика как парадигма) и лежащая в ее основе софиологическая антиномия. |