Лит.: Кузнецов Э. Пиросмани. Л., 1984; Vallier D. Henri Rousseau. N.Y., 1962; Venturi L. Il gusto dei
primitívi. Torino, 1972; Tomasevič N. Naivni slikari
Jugoslavije. Beograd, 1978; Jakovsky A. Naive painting.
Oxford, 1979. Л.Б. Неискусство как искусствоВ ПОСТ-культуре (см.: ПОСТ-) в сферу того, что в Культуре называлось искусством, с
необычайной последовательностью и настойчивостью вторгаются элементы и
фрагменты повседневной действительности (см.: Повседневность), события многообразной и многоликой жизни человека. В
современных арт-практиках и арт-проектах внехудожественные элементы и акции
занимают часто главное место, играют ведущие роли. В результате не только
профанами от ПОСТ-культуры, но и некоторыми самими ПОСТ-артистами события
реальной действительности осмысливаются как явления более интересные и значимые
в современном арт-смысле, чем произведения их коллег и даже их собственная продукция.
В частности, один из известных представителей продвинутых практик XX в., автор
таких форм ПОСТ-, как хэппенинг и энвайронмент, американский
художник Алан Капров написал в «Образование не-художников В настоящее время суть искусства стала настолько сложной, что представляются очевидными следующие постулаты: — луноход превосходит любые устремления современной архитектуры; — трансляция переговоров между космическим центром в Хьюстоне и Apollo 11 намного интереснее, чем любая современная поэзия; — при этом помехи, гудки и сбои связи превосходят исполнение электронной музыки в концертных залах; — любительские видеозаписи, снятые антропологами в резервациях, гораздо инте- 312 реснее самых известных андеграундных фильмов; — почти все заправочные станции (например, в Лас-Вегасе), созданные из яркого пластика, стекла и стали, — самая выдающаяся архитектура современности; — сомнамбулические движения покупателей в супермаркете гораздо выразительнее, чем любые инновации современного танца; — содержимое заводских помоек и тот скарб, что находится у нас под кроватями, впечатляют сильнее, чем тот мусор, что экспонируют актуальные выставки; — следы, что покрывают небесную гладь в ходе ракетных испытаний, — эти неподвижные радуги, каракули даже невозможно сравнить с работами художников, исследующих свойства газообразных веществ; — война во Вьетнаме и суд над «Чикагской восьмеркой» зрелищнее, чем любой спектакль; — что... и т.д. и т.д. He-искусство — в большей мере искусство, чем само искусство». (Цит. по:ХЖ. 17. 1998. С. 4). Один из значимых парадоксов ПОСТ-куль-туры, свидетельствующий о многом; и в частности, — о принципиально переходном характере ПОСТ-культуры, когда художественно-эстетическое сознание, уставшее от бесконечных экспериментов в предельно бездуховных пространствах, ищет отдохновения («интереса») в обыденной действительности, рассматриваемой под эстетическим углом зрения. |