С течением времени взгляды Н. на процесс художественного творчества существенно меняются, растет влияние рациональных мотивов. Философ теперь критически оценивает платоновскую концепцию «божественного вдохновения» и разоблачает заинтересованность художников создавать мифы о божественной природе творческого прозрения и вдохновения. Воображение художника, утверждает Н., непрерывно создает различные по своей значимости образы, которые его острый взгляд и опыт критически оценивают, отбирают, сопоставляют, и лишь в результате этих поисков рождаются значительные произведения искусства. Даже наиболее изысканные художественные импровизации зрелый философ оценивает умеренно, отдавая предпочтение произведениям, наполненным художественной мыслью. В истолковании закономерностей творчества у него все отчетливее обнаруживается влияние кантовско-гётевской рационалистической традиции. Не преувеличивая значения врожденного таланта, Н. все чаще говорит о значении труда, усвоения тонкостей ремесла, постоянных поисков и корректирования ошибок. Н. оказал огромное влияние на последующее развитие философско-эстетического и художественного сознания стремлением к онтологизации и эстетизации философской проблематики и разрушению классической системы координат и оценок, стиранием граней между бинарными оппозициями, расчленением авторского «я», выдвижением на первый план многих «неклассических» принципов мышления. Воздействие его идей ощущается в концепциях крупнейших представителей «философии жизни», экзистенциализма, психоанализа, персонализма, теоретиков «массовой культуры», модернизма и постмодернизма. Соч.: Werke. Kritische
Gesamtausgabe, Bd. 1-30, В; N. Y., 1967 - ; Соч. В 2-х т. М., 1990; Воля к власти. М., 1995. Лит.:
Верцман И. Е. Проблемы
художественного познания. М., 1967; Давыдов Ю. Н. Искусство
и элита. М., 1966; Schlechta
К. International Nietzsche Bibliography,
Chapel Hill, 1968. А. Андрияускас 316 Ницше и
ПОСТ-культура
Фридрих Ницше — немецкий мыслитель, одним из первых в Европе наиболее остро ощутивший кризис культуры и своим творчеством и пророческими идеями предвосхитивший и отчасти спровоцировавший многие феномены и пути ПОСТ-культуры (см.: ПОСТ-). Родился в семье потомственных священников
немецко-польского происхождения. В пятилетнем возрасте лишился отца. С детства
увлекся музыкой и самостоятельно занимался ею на протяжении всей жизни. С
двенадцатилетнего возраста страдал постоянно прогрессировавшими головными
болями и болезнью глаз (временами до полной слепоты). Изучал теологию и
классическую филологию в Боннском и Лейпцигском университетах. В |