Первые и ключевые работы представителей «Н.в.» порождают многочисленные дискуссии. Чаще всего в качестве определяющей идейно-эстетической позиции нового направления выделяют отказ от причинно-следственных связей, утверждение непознаваемости внешнего материального мира и внутреннего мира личности. Прямым след- 319 ствием данной позиции становится убеждение в ненужности эстетического моделирования реальности, объективных законов социума и внутренней жизни человека. Жизнь как опыт, как вечный эксперимент, в ходе которого каждый может и должен искать свой собственный путь, не связывая себя никакими социальными и моральными нормами, становится истинным кредо героев Шаброля, Трюффо и Годара. Исход эксперимента, как правило, трагичен и подводит к выводу о противоестественности существующего порядка вещей. Однако данная позиция характерна лишь для начального периода «Н.в.». В дальнейшем Шаброль переходит к постановке вполне коммерческих фильмов, а Трюффо от фильма к фильму иллюстрирует неизбежность поражения своих бунтарей. Лишь Годар продолжает и развивает свою концепцию бунта против западной цивилизации конца XX в. в лентах второй половины 60-х гг. «Безумный Пьеро», «Китаянка», «Мужское, женское» и, особенно, «Уик-энд». Леворадикальные политические симпатии Годара
оказывают серьезное влияние на его эстетические позиции. Знакомство с работами
Маркса, влияние идей Бертольда Брехта и Дзиги Вертова определяют отказ Годара
от эстетики реализма
и его тяготение к искусству, которое, порывая с традициями и условностями
буржуазной кинематографии, превратилось бы в одну из форм подготовки революции.
Поклонник китайской «культурной революции», Годар провозглашает отказ от
традиционного сюжета, от сопереживания с персонажами, а его смелые монтажные
построения должны заставить зрителя думать и сопоставлять, разрушая феномен
эстетического единства пространства и времени. Убежденный, что его кинематограф
способен ускорить революцию в сознании молодежи, Годар превращает свои картины
в своеобразные притчи, разрушающие стереотипы мышления и прежние идеалы. Летом Неудача не останавливает режиссера, который с группой единомышленников переходит к съемке документальных лент об антиправительственных выступлениях молодежи и рабочих в начале 70-х гг., пытается организовать их некоммерческий прокат, а затем переезжает в Канаду, где преподает в одном из университетов. Поражение «молодежной революции» завершает важнейший этап творчества Годара и, одновременно, звездные годы «Н.в.». Наряду с крупнейшими мастерами «Н.в.» в 1958-68 гг. появляются работы их младших и менее значительных коллег, которые приходят в кино в начале и в середине 60-х. В их числе такие режиссеры, как Жак Деми, Аньес Варда, Клод Лелюш и др. В целом «Н.в.» сыграла исключительную роль в становлении современного киноязыка и повлияла на мировой кинематограф: знакомство с фильмами Годара и его коллег оказалось мощным фактором в формировании молодого кинематографа Германии, Швеции, Италии, Англии, Индии, Японии, Австралии и Латинской Америки 60-х гг. |