Новая для западноевропейской эстетики концепция «незавершенности», «недосказанности», открытости «формы» лежала в основе многих направлений восточных эстетик [особенно чань (дзэн)-буддизма]; вообще характерна для художественного мышления различных культур Востока. В западном искусстве она стала регулярно ощущаться с импрессионизма, особенно сильно проявилась у некоторых дадаистов (см.: Дада ) и в постмодернизме. На уровень эстетической рефлексии вышла только в 50 — 60-е гг. Теоретики Н.-ф. стояли на позициях классической эстетики (см.: Эстетика), т.е. имели перед своим «внутренним взором» некий (воображаемый) идеальный образец «завершенного» произведения искусства. Очевидно, что в неклассической эстетике, в большинстве направлений искусства XX в. антиномии «завершенное-незавершенное» вообще не существует. Концепцией Н.-ф. классическая эстетика, выявив один из важных психологических механизмом эстетического опыта вообще, пыталась как-то объяснить и включить в поле своей юрисдикции то, что принципиально выходило за рамки ее компетенции. Лит.: Gantner J. «Das Bild des
Herzens». Über Vollendung und Un-Vollendung in der Kunst. Reden und Aufsatze. Berlin, 1979. В.Б. НТП и искусство
Тема, представляющая
существенный интерес для понимания процессов развития искусства и
художественной культуры в целом, а также наук об искусстве и эстетике в XX в. НТП
(научно-технический прогресс) — феномен сер. XIX-XX вв., характеризующийся уникальным
в истории цивилизации лавинообразным процессом развития естественнонаучных
и технических знаний (начало свое берет в XVI в., с «титанов» Ренессанса) и
бурным развитием на их основе современной техники и технологий; а также
материалистическими и атеистичес- 322 кими тенденциями в мировоззрении. Среди главных интенций развившейся на основе НТП техногенной цивилизации можно указать на гипертрофированное увлечение научной рациональностью, веру в якобы безграничные возможности человеческого разума (в его формально-логической ипостаси особенно), неуемное стремление к подчинению природы человеку и попытки ее преобразования по узко-потребительским меркам и т.п. Во второй пол. XX в. (постиндустриальная стадия техногенной цивилизации) все это породило глобальные и, возможно, уже неустранимые проблемы. Человечество поставлено на грань выживания в результате реальной угрозы ядерной или экологической катастроф; на основе вышедшего из-под контроля нравственно-этических принципов НТП идет активное разрушение духовной и даже биогенетической основ личности. «Одномерный человек» (термин Г.Маркузе) все энергичнее начинает предъявлять права на свое глобальное господство в универсуме. Культура и цивилизации к концу XX в. подошли к точке бифуркации, за которой может последовать скачкообразный переход человечества в какое-то иное качество, иной уровень бытия или его уничтожение. |