В XX в. антиномия А. и д. оказалась созвучной глобальной культурно-духовной ситуации. Применительно к искусству концепцию Ницше активно использует О.Шпенглер, заменяя дионисийское термином «фаустовское». При этом в его интерпретации «аполлонический язык форм вскрывает ставшее, фаустовский — прежде всего становление». Отсюда далеко идущие последствия в культуре, философии, эстетике, искусстве XX в., особенно в новаторских («продвинутых») художественных потоках — авангарде, модернизме, постмодернизме, ПОСТ-культуре (см.: ПОСТ-) в целом. Здесь на первый план выдвигается иррациональное дионисийское начало. Оно преобладает в таких направлениях, как дадаизм (см.: Дада), экспрессионизм, футуризм, сюрреализм, алеаторика, конкретная музыка, театр абсурда, литература потока сознания, во многих перформансах и хэппенингах и в ряде других самых современных арт-проектов и практик. Фактически глобальное новаторское направление в художественной культуре XX в. может быть без преувеличения охарактеризовано как проходящее под знаменем дионисийского. Этим в какой-то мере объясняется и пристальный интерес современной художественной культуры, начиная со времен импрессионизма и постимпрессионизма, к восточным культурам и культам, во многих из которых дионисийское начало было преобладающим. Лит: Young J. Nietzsche's
Philosophy of Art. Л.Б. Аполлинер (Apolinnaire) (Гийом
(1880-1918)
Французский поэт, чье творчество во многом предвосхитило
появление орфизма, кубизма, футуризма, дада, сюрреализма: сам термин «сюрреализм» придуман им. Являясь предтечей эстетики
авангарда, творцом нового лиризма, он
выступает одновременно великим завершителем классической эпохи французского
стиха. Эталонный по чистоте стиля «Мост Мирабо» не препятствует появлению
стихов-идеограмм, по- 36 этических текстов без пунктуации. Масштабы его творчества побуждали называть его «поэтическим Гаррантюа, с трудом приспосабливающимся к человеческим критериям» (Ю.Хартвиг). Его сравнивали с Вергилием и Цезарем. Его античный профиль, его голова — «как у императора позднего Рима» (Г.Стайн) вдохновляли художников — М.Вламинка, А..Матисса, таможенника Руссо, П.Пикассо. А. — внебрачный
ребенок российской подданной Ангелики Костровицкой, дочери польского эмигранта
(его настоящее имя — Вильгельм Аполлинарий Костро-вицкий; псевдоним появился в |