Импрессионистской объемности и увлечению пленэром они противопоставили плоскостность и подчеркнутую декоративность своих композиций, стремление символически изображать свои мечты и грёзы, религиозные и мифологические мотивы. Повышенный интерес к линеарному эстетизму и мягкой музыкальности обобщенных цветоформ фактически вплотную приблизил их к Ар Нуво (см: Модерн). Многие исследователи причисляют «наби» к этой французской разновидности модерна. Для набидов характерно увлечение древней мифологией, христианской религиозностью в ее просветленно-элегических и романтических тонах. Не случайны поэтому и их стремление к монументальной живописи — росписи храмов, залов дворцов и частных домов, и их тесные контакты с театром (Theatre de l'Oeuvre). Последняя выставка набидов состоялась в 1899г., однако и после этого традиции движения продолжали в своем творчестве многие его участники. Соч.:
Жорж
Сера. Поль Синьяк. Письма. Дневники. Литературное наследие. Воспоминания
современников. М., 1976. Лит.:
Ревалд Дж. Постимпрессионизм.
От Ван Гога до Гогена. Л.-М., 1962; Крючкова В.А. Символизм в изобразительном
искусстве: Франция и Бельгия. 1870- Л.Б.,
В.Б. Постмодернизм (франц. postmodernisme)
П. — широкое культурное
течение, в чью орбиту в последние два десятилетия попадают философия, эстетика,
искусство, наука. Постмодернистское
умонастроение несет на себе печать разочарования в идеалах и ценностях Возрождения
и Просвещения с их верой в прогресс, торжество разума, безграничность
человеческих возможностей. Общим для различных национальных вариантов П. можно
считать его отождествление с именем эпохи «усталой», «энтропийной» культуры,
отмеченной эсхатологическими настроениями, 350 эстетическими мутациями, диффузией больших стилей, эклектическим смешением художественных языков. Авангардистской установке на новизну противостоит здесь стремление включить в современное искусство весь опыт мировой художественной культуры путем ее ироничного цитирования. Рефлексия по поводу модернистской концепции мира как хаоса выливается в опыт игрового освоения этого хаоса, превращая его в среду обитания человека культуры. Тоска по истории, выражающаяся в том числе и в эстетическом отношении к ней, смещает центр интересов с темы «эстетика и политика» на проблему «эстетика и история». Прошлое как бы просвечивает в постмодернистских произведениях сквозь наслоившиеся стереотипы о нем, понять которые позволяет метаязык, анализирующий и интерпретирующий язык искусства как самоценность. Философско-эстетической основой П. являются идеи французских постструктуралистов и постфрейдистов о деконструкции (Ж. Деррида), языке бессознательного (Ж. Лакан), шизоанализе (Ж. Делёз, Ф. Гваттари), а также концепция иронизма итальянского семиотика У. Эко, американского неопрагматика Р. Рорти. В США произошел расцвет его художественной практики, оказавшей затем обратное воздействие на европейское искусство. В силовое поле постмодернистской культуры попали постнеклассическая наука и окружающая среда. |