Соч.:
Эстетика
и поэтика. М., 1976; Слово и миф. М., 1989; Теоретическая поэтика. М., 1990. Лит.:
Александр
Афанасьевич Потебня. Киев, 1962; Франчук В. Ю. Александр
Афанасьевич Потебня. Киев, 1975; Чудаков А. П. Психологическое
направление в русском 361 литературоведении. А. А. Потебня.//Академические школы в русском
литературоведении. М., 1975. А.Липов Потлач (фр. potlash)
Одно из ключевых понятий эстетики Ж.Батая, означающее индейский праздник, во время которого в соревновании честолюбий собственное имущество полностью уничтожается. П. — символ батаевской «политэкономии траты», противостоящей экономике потребления и накопления. В основе религии и искусства лежит отказ от разумного принципа накопления и экономии, формирующего запреты и требующего нарушать их во время праздников или представлений. Поэтому на корриде различие между жертвоприношением и спектаклем стерто, нет разницы между религиозным действом и оргией. П. и преступление у Батая — пути к осознанию смерти, только и отличающему человека от животного. Бессмысленная трата жертвоприношения, козлиная песнь трагедии, маленькая смерть оргазма — репетиции окончательного ухода, подготовка к переходу границы между жизнью и смертью. Транжиря свое имущество, деньги и время, человек готовится к последней, невосполнимой трате собственной жизни, и эта репетиция, подобно дионисийским вакханалиям, оборачивается бесконечным, ужасающим и сладостным праздником. После П. остаются отбросы, отходы, хлам, мусор (в том числе и культурный), зримо напоминающие о неизбежности смерти. Концепция П. оказала существенное влияние на эстетику и художественную практику дадаизма, сюрреализма, леттризма, ситуационизма. Не случайно журнал леттристов назывался «Потлач», а знаменитое граффити лидера ситуационистов Г. Дебора «Никогда не работайте!» противопоставлялось в качестве леворадикального символа «экономики траты» официальной формуле «Работай, чтобы больше потреблять, потребляй, чтобы лучше работать». Культура 90-х гг. придала эстетике П. новое
дыхание. Праздниками траты стали многочасовые танцы рейва, сжигание на костре
миллиона фунтов стерлингов группой «The KLF», садомазохистские представления
«Арт порно» Р. Ведергаала, выступления рок-сатаниста Мэрилин Мэнсона,
объединившего в своем псевдониме имя главной американской секс-дивы и главного
американского убийцы, практика нью-йоркских «Genitortures», протыкающих и
уродующих свои гениталии, произведения психоделического искусства. П. неразрывно
связан в них с насилием, сексом и экстазом. Лит.: Батай Ж. Литература
и зло. М., 1994; Его же. Внутренний
опыт. СПб, 1997; Его же. Ненависть
к поэзии. Порнолатрическая проза. М., 1999; Браун Н. Дионис
в |