|
Предыдущая Следующая
В 1967
г. он создает еще одну программную графическую работу —
огромную литографию с элементами шелкографии (182 x 89 см) «Booster» («Помощник»
или «Усилитель»). Это самая большая из созданных когда-либо литографий.
Основное пространство на ней занимает рентгенографический снимок самого Р. в
рост, напечатанный на астрономическую карту движения небесных тел за 1967 г. Здесь же встречаются
отпечатки мелкого изображения какого-то прыгающего спортсмена (в правом нижнем
углу), на уровне бедер скелета справа от зрителя два электросверла с указанием
стрелками направлений их вращения (в разные стороны), в левом верхнем углу
отпечаток фотографии пустого стула, который частичными отпечатками присутствует
и в других местах изображения, на уровне левого плеча — попытки какого-то
линейного чертежа. Выдержанное в строгом технологическом духе некое-
378
го сугубо рационального
проекта данное изображение уже предвещает новую эру в искусстве — концептуализм.
Во всяком случае на уровне
визуального восприятия оно вполне читается как изобразительная часть
некоего концептуалистского проекта.
Лит.:
Forge A. Rauschenberg. N.Y., 1962; Bowness
A. Robert Rauschenberg. London, 1981; Kotz
M.L. Rauschenberg: Art and Life. N.Y., 1990.
Л.Б.,
В.Б.
Реди-мейд (англ. ready-made — готовый)
Термин впервые введенный в
искусствоведческий лексикон художником Марселем Дюшаном для обозначения своих
произведений, представляющих собой предметы утилитарного обихода, изъятые из
среды их обычного функционирования и без каких-либо изменений
выставленные на художественной выставке в качестве произведений искусства.
Р.-м. утверждали новый взгляд на вещь и вещность.
Предмет, переставший выполнять свои утилитарные функции и включенный в контекст
пространства искусства, то есть ставший объектом неутилитарного созерцания, начинал выявлять какие-то новые
смыслы и ассоциативные ходы, неизвестные ни традиционному искусству, ни
обиходно-утилитарной сфере бытия. Остро всплыла проблема релятивности эстетического и
утилитарного.
Первые Р.-м. Дюшан выставил в Нью-Йорке в 1913 г. Наиболее скандально
известными иэ его Р.-м. стали «Колесо от велосипеда» (1913), «Сушилка для
бутылок» (1914), «Фонтан»(1917) — так был обозначен обычный писсуар. Своими
Р.-м. Дюшан достиг (осознанно или нет) ряда целей. Как истинный дадаист (см.: Лада} он
эпатировал снобистских завсегдатаев художественных салонов начала века. Он
довел до логического конца (или абсурда) традиционный для искусства прошлых
столетий миметический принцип (см.: Мимесис). Никакая живописная копия не может
показать предмет лучше, чем он сам своей явленностью. Поэтому проще выставить
сам предмет в оригинале, чем стремиться изображать его. Этим вконец была
разрушена граница между искусством и видимой действительностью, сведены на нет
все эстетические принципы традиционного классического искусства. Предыдущая Следующая
|
|