392 Конец послевоенной «весны
освобождения» во Франции породил разочарование С. в надеждах на превращение
литературы в средство общественных преобразований: «Я долго принимал перо за
шпагу, теперь я убедился в нашем бессилии» (Сартр Ж.-П. «Слова»). Свойственные Сартру анархистские идеи,
эстетическое левачество, оказавшиеся созвучными контркультурным настроениям
«бунтующей молодежи», приобрели определенность после майско-июньских событий Осн. соч.: L'imagination. P., 1936; Esquisse d'une théorie
des émotions. P., 1939; Лит.: Jean-Paul Sartre. P.,
1996. H.M. Светомузыка (цветомузыка)
Термин, обозначающий эксперименты, связанные с синтезом музыки и абстрактных световых образов, объединенных общим художественным замыслом. С. является одним из современных воплощений идей «Искусства будущего» (гезамткунстверк) Р. Вагнера. Идея «видения музыки» была выдвинута задолго до
реальных свето-музыкальных экспериментов — еще в XVIII в. Она была чисто
умозрительной и собственно к искусству никакого отношения не имела. В ее
основе лежала механистическая аналогия «цвет — звук» («спектр — октава»,
«звукоряд — цветоряд»), открытая Ньютоном. Впоследствии он понял ее
ошибочность. Но вера в возможность существования такой аналогии сохранилась у
его современников. Ее отстаивал ученый монах Л. Б. Кастель, выдвинувший
натурфилософскую концепцию «музыки цвета», основанную на однозначном переводе
определенных нот в определенные цвета. Ее поддерживали композиторы Рамо,
Телеман, критиковали — Руссо, Дидро, Даламбер, Вольтер, а затем Лессинг,
Гердер, Гёте, Гельмгольц. В Свой посильный вклад внесла Россия и в реальную практику С., которая началась на рубеже XIX — XX вв. Самые первые из известных экспериментов в этой области были связаны с именами Римского-Корсакова, Скрябина, Кандинского. Идеи светомузыкального синтеза органично вписывались в позиции русского символизма, проповедовавшего «соборное искусство», идеи «всеискусства» и «искусства для всех». Пафос этих тенденций декларировал А. Блок: «Россия — молодая страна, и культура ее — синтетическая». Много было сделано в области С. в то время и на Западе, но в определенной степени популярная и там идея синтеза была подорвана господствовавшими тогда в Европе рационалистическими, позитивистскими настроениями (сошлемся хотя бы на знаменитое эссе «Degeneration» Макса Нордау, который сводил все идеи типа «гезамткунстверк» Р. Вагнера, включая и С., к вырождению и психопаталогии). |