С. в России унаследовал основные принципы западноевропейского С., но переставил отдельные акценты и внес в него целый ряд существенных корректив. Новаторский этап русского С. приходится на нач. XX в. и связан с именами «младосимволистов» Андрея Белого, Вячеслава Иванова, Александра Блока, Эллиса (Л. Л. Кобылинского), которые внесли в теорию и практику С. специфически русские черты. В качестве главных среди них можно назвать осознание софийного начала искусст- 404 ва (см.: Религиозная эстетика России)и соборности художественного мышления, разделение символизма на реалистический и идеалистический, выведение символизма из сферы искусства в жизнь и разработку в связи с этим понятий мистериальности и теургии, как важнейших категорий эстетики русского С., апокалиптизм и эсхатологизм в качестве существенных творческих мотивов. Наиболее своеобразный вариант теории С. разработал Андрей Белый, однако и другие символисты внесли в нее значительный вклад. Символисты с воодушевлением восприняли концепцию русского философа Вл. Соловьева о Софии Премудрости Божией как творческом посреднике между Богом и людьми, главном вдохновителе искусства и соучастнике творческого процесса. Особой популярностью пользовалась соловьевская идея о явлении Софии в облике прекрасной девы, которая была объединена ими с гётевской идеей Вечно-Женственного и была активно воплощена в поэзии — особенно Блоком (Стихи о Прекрасной Даме), Белым (в 4-ой симфонии «Кубок метелей», в поэме «Первое свидание»), Бальмонтом в лирических циклах. София часто рассматривалась гарантом истинности поэтических символов и образов, вдохновителем поэтических озарений и ясновидения. Вяч. Иванов в докладе «Заветы символизма» (1910)
усмотрел в истории русского С. три последовательных момента, которые обозначил
как теза, антитеза и синтетический
момент. Суть первого он усматривал в первой радости обретения символистами
бесконечного мира символов-соответствий в мире и в искусстве, открывавшего
перед человеком безграничные возможности приобщения к «бытию высочайшему».
Однако в силу ряда социальных, психологических и иных причин эта теза очень
скоро сменилась антитезой — глубоким разочарованием, пессимизмом, «криками
отчаяния», душевными страданиями и срывами, доводившими некоторых символистов
до безумия. Блок обозначил эти моменты, переведя их из хронологического ряда в
онтолого-эстетический, как 1. пурпурно-золотой уровень приближения к Лику самой
«Лучезарной Подруги» и 2. сине-лиловый демонический сумрак масок, марионеток,
балагана, когда искусство превращается в Ад. В |