|
Предыдущая Следующая
В.Б.
Супрематизм (от лат. supremus — высший, высочайший; первейший; последний,
крайний, видимо, через польское supremacja —
превосходство, главенство)
Направление авангардного
искусства (см.: Авангард) первой
трети XX в., создателем, главным представителем
и теоретиком которого был русский художник Казимир Малевич. Сам термин никак не отражает сущности С.
426
Фактически, в понимании
Малевича, это оценочная характеристика. С. — высшая ступень развития искусства
на пути освобождения от всего внехудожественного, на пути предельного выявления
беспредметного, как сущности любого искусства. В этом смысле Малевич и
первобытное орнаментальное искусство считал супрематическим (или
«супремовидным»). Впервые он применил этот термин к большой группе своих картин
(39 или больше) с изображением геометрических абстракций (см.: Абстрактное
искусство),включая знаменитый «Черный
квадрат» на белом фоне, «Черный крест» и др., выставленных на петроградской
футуристической выставке «ноль-десять» в 1915 г. Именно за этими и подобными им
геометрическими абстракциями и закрепилось название С., хотя сам Малевич
относил к нему и многие свои работы 20-х гг., внешне содержавшие некоторые
формы конкретных предметов, особенно — фигуры людей, но сохранявшие
«супрематический дух». Да и собственно более поздние теоретические разработки
Малевича не дают оснований сводить С. (во всяком случае самого Малевича) только
к геометрическим абстракциям, хотя они, конечно, составляют его ядро, сущность
и даже (черно-белый и бело-белый С.) подводят живопись к пределу ее бытия
вообще как вида искусства, т. е. к живописному нулю, за которым уже нет
собственно живописи. Этот путь во второй половине века и продолжили
многочисленные направления в арт-деятельности, отказавшиеся от кистей, красок,
холста. Многие создатели новейших направлений в искусстве, современных артефактов чтят
Малевича за его С. своим предтечей и духовным отцом.
Быстро пройдя в своем супрематическом творчестве
три основных этапа с 1913 по 1918
г., он одновременно, и особенно, начиная с 1919 г., пытался осмыслить
суть открытого им пути и направления. При этом наблюдается смена акцентов и
тональности в понимании сути и задач С. от экстремистски-эпатажного
манифестирования в работах 1920-23 гг. к более глубоким и спокойным
рассуждениям 1927 г.
В брошюре-альбоме 1920 г.
«Супрематизм. 34 рисунка» Малевич определяет три периода развития С. в
соответствии с тремя квадратами — черным, красным и белым — как черный, цветной
и белый. «Периоды были построены в чисто плоскостном развитии. Основанием их
построения было главное экономическое начало одной плоскостью передать силу
статики или видимого динамического покоя». Стремясь освободить искусство от
внехудожественных элементов, Малевич своим черным и белым «периодами»
фактически «освобождает» его и от собственно художественных, выводя «за нуль»
формы и цвета в некое иное, практически внехудожественное и внеэстетическое
измерение. «О живописи в супрематизме не может быть речи. Живопись давно
изжита, и сам художник предрассудок прошлого», — эпатирует он публику и своих
коллег-художников. «Построение супрематических форм цветного порядка ничуть не
связано эстетической необходимостью как цвета, так формы или фигуры; тоже
черный период и белый». Главными параметрами С. на этом этапе ему
представляются «экономическое начало», энергетика цвета и формы, своеобразный
космизм. Предыдущая Следующая
|
|