Соч.:
Breton A. Qu' est-ce que le Surréalisme? Brüssel, 1934;
Breton
A. Les Manifestes du Surréalisme. P., 1962; Breton
A. Surrealism and Painting. N.Y., 1972; Дали С. Дневник одного гения. М.,
1991 ; Антология французского сюрреализма. 20-е годы. Сост. Исаев С. А.,
Гальцова Е. Д.
М., 1994; Тайная жизнь Сальвадора Дали, написанная им самим о себе и обо всем
прочем. М., 1996. Лит.:
Alquie F. Philosophie du Surréalisme. P.,
1955; Henning
E.B. The Spirit of Surrealism: 1919-1939.
Cleveland Museum of Art, 1979; Jean
M. The History of Surrealist Painting, N. Y.
1960; Nadeu
M. Histoire du Surréalisme. P., 1964; Rubin
W. S. Dada and Surrealist Art. N.Y., 1968; Gershman
H. S. The Surrealist Revolution in France. Ann
Arbor, 1969; Waldberg
P. Der Surrealismus. Köln, 1981; Pollizzotti
M. Revolution of the Mind: The Life of
André Breton.N.Y., 1995; Caws
M. A. The Surrealist Painters and Poets.
Cambridge, Mass., 1997. В.Б. 432 ТТашизм (от франц. tache — пятно)Европейская разновидность абстрактного
экспрессионизма. Термин был введен в Лит.: Tapie
M. Un art autre ou il s'agit de nouveaux dévidages du
réel. P., 1952; Mathieu
G. Au-delà Tachisme. P., 1963. Л.Б. Текст (см.: )
Телесность
«Понятие, возникшее
в процессе поиска такого описания реальности, который был бы свободен от
антропоморфирующих кодов. Обращение к проблематике Т. связано с введением в
аппарат философствования феноменов, на протяжении столетий подвергавшихся
систематическому вытеснению из сферы собственно философии (аффект, болезнь,
смерть) и оставшихся уделом маргинальной мысли (С. Кьеркегор, Ф. Ницше, А.
Арто, Ф. Кафка и др.). В проблематизации Т. имплицитно содержится отмежевание
от основоположений классической философской традиции, концептуальный стержень
которой образует понятие трансцендентального субъекта. Субъект мысли, взятый в
качестве трансцендентального, представляет собой самопрозрачное «Я», лишенное
пространственных и временных характеристик. Бесплотный и бессмертный субъект
трансцендентальной философии является не просто гносеологической абстракцией,
но понятием, полностью подменяющим собой действительного субъекта мысли. С
помощью ряда процедур из сознания последовательно «вымываются» все элементы
чувственности и тем самым — все моменты его связи с миром. Введение Т. в
структуру мышления разрушает идеал самоопределенности субъекта, наделяя его
«местом» и демонстрируя наличие в пространстве сознания образований, не
поддающихся рефлексивному контролю. Выход за пределы трансцендентальной
субъективности осуществляется, однако, не с целью перевода проблематики
мышления в план биологии или физиологии, а с целью выяснения «биографических» и
«топографических» параметров мысли. Т., в частности, характеризует такое
состояние сознания, над которым субъект сознания не властен (страх, шок,
эйфория и т. п.). Т. есть способ показа |