На прием создания разноцветных серий оказала влияние работа У. над фильмами. Однако динамика образа осуществляется здесь в психике субъекта восприятия за счет перемещения взгляда с изображения на изображение. При этом сознательно акцентируется внимание на дискретности сериальных образов. Цвета всех изображений одного и того же образа (лица, чаще всего) организованы по резким контрастам — так что восприятие реципиента вынуждено совершать своеобразные психические скачки при переходе взгляда с одного отпечатка на другой. Фактически здесь У. констатирует принципиальную контрастную дискретность бытия человека в современном мире. Пройдите по Бродвею, говорил У., и вы увидите там все мое искусство. А Бродвей в этом плане с его массой самых различных реклам, витрин, развлекательных и любых других заведений и учреждений (особенно в районе Таймс-сквер) — концентрированное выражение современной цивилизации, особенно на уровне ее тривиальной массовой культуры. Соч.: The Philosophy of Andy Warhol (From A to В and Back Again). N.Y., 1975; POPism: The
Warhol 60s. N.Y., 1980. Лит.:
Crone R. Andy Warhol. N.Y., 1970; Ratcliff
C. Andy Warhol. N.Y., 1983; McShine
K., ed. Andy Warhol: A Retrospective. N.Y.,
1989. Л.Б., В.Б. 444 ФФантазм (fantasme — фр.)Иллюзорное,
галлюцинаторное видение, носящее странный, фантастический характер.
Фантазматическое как категория неклассической эстетики органически связано с фантасмагорией как фантазийной
трансформацией реальности, придающей ей ирреальный, сновидческий ракурс. При
этом возможно как смешение воображаемого и реального, так и осознанное
манипулирование Ф. как средством эстетического остранения. Психоанализ трактует Ф. не просто как продукт творческого воображения,
но как неосознаваемый результат психической деятельности, в художественной
форме концентрирующий эффекты вытесненных влечений, комплексов, либидозных
пульсаций, эдипова кольца и т. д. Н.M. Феноменологическая
эстетика
Одно из ведущих направлений современной эстетики, сложившееся в начале 30-х гг. на основе феноменологии Эдмунда Гуссерля (1859-1938). Хотя у самого Гуссерля нет достаточно разработанного эстетического учения, в своих исследованиях он часто обращается к искусству для подкрепления своих теоретических положений и вся его концепция имеет эстетическую природу. Первые попытки применения феноменологии к области эстетики были предприняты в работах В. Конрада, М. Гайгера, Р. Одербрехта и др. Главными фигурами феноменологической эстетики являются Роман Ингарден (1893-1970), Николай Гартман (1882-1950), Микель Дюфренн (1910-1995). В центре внимания Р. Ингардена находится многослойная структура произведения искусства, исследование которой составляет главное достижение всей феноменологической эстетики. В структуре литературного произведения Ингарден выделяет два измерения: горизонтальное и вертикальное. Первое соответствует «последовательности сменяющих друг друга фаз — частей произведения», образующих его «многофазовость», которая наиболее явно проявляется в романах и других больших по объему произведениях. Второе измерение включает в себя четыре слоя: 1) звучание слова, 2) его значение, 3) предмет и содержание, 4) «тот или иной вид, в котором зримо предстает нам соответствующий предмет изображения». |