Лит.:
Гартман Н. Эстетика.
М., 1958; Ингарден Р. Исследования
по эстетике. М., 1961; Богоришвили А. Т. Феноменологическая
эстетика. Тбилиси, 1966; Силичев Д. А. Проблемы
восприятия в эстетике Дюфренна // Вопросы философии, 1974, № 12; Его же. Проблема
художника и художественного творчества в эстетике М. Дюфренна // Проблемы
художественного творчества. М., 1975; Ханш Д. М. Эстетическая
концепция Романа Ингардена и ее анализ в современной эстетике // Вопросы
философии. 1984, №7; Jones R.
E. Panorama de la nouvelle critique en France de Gaston
Bachelard a Jean-Paul Weber. P., 1968; Les chemins actuels de la critique. P.,
1968. Д. Силичев 448 Фехнер (Fechiier) Густав
Теодор (1801-1887)
Немецкий физик, физиолог,
психолог, философ, писатель-сатирик (выступал под именем доктора Мизеса),
основатель нового направления в психологии — психофизики и один из основателей
экспериментальной эстетики, — психологического
направления возникшего в рамках психофизики. В Наиболее важным следствием из разнообразных выводов, полученных Ф. экспериментальным путем, стал ряд эстетических законов, или принципов, эстетического удовольствия (всего шесть). Последние разделяются им на законы качественны« и количественные, формальные и содержательные, первичные и вторичные. Первый из количественных законов он именует «принципом эстетического порога», из которого следует, что необходимым условием того, чтобы вещь нам нравилась, является сила воспроизводимого ею впечатления. В противном случае действие объекта на эстетическое чувство может быть настолько слабым, что не переходит порога сознания, не осознается. Впечатления, по Ф., получаемые субъектом извне, должны действовать на него достаточно сильно. Слишком тихие звуки, слишком бледные краски не воздействуют на эстетическое чувство. Второй более важный количественный принцип — «закон эстетической помощи или усиления», ибо для эстетического чувства необходимо совместное действие отдельных эстетических впечатлений. Скажем, комбинация звуков и ритма в мелодии предоставляет несравненно большее эстетическое удовольствие, нежели то, что возникло бы от простого сложения впечатления от восприятия звука и ритма в отдельности. Третьим, уже качественным, принципом Ф. провозглашает традиционный эстетический принцип «единства в соединении многообразного» в своеобразной психологической интерпретации. Эстетическое чувство, утверждает Ф., нуждается в известной смене впечатлений, равно как и в том, чтобы эти впечатления не сменялись в пестром беспорядке, но были связаны общими принципами. Так, если мы видим, например, в архитектурном произведении постоянную смену форм, то она нам не нравится. Аналогичная же смена форм, их разнообразие при последовательном проведении определенного стиля, оказывается для субъекта предпочтительной и предстает как единство в многообразии. С этим принципом тесно связан и следующий, также качественный «принцип отсутствия противоречий, или принцип истины, правдоподобия». Из него следует, что, когда мы воспринимаем одну и ту же вещь в двух или более признаках, вызывающих, соответственно, различные круги представлений, то чувство эстетического удовольствия возникает лишь при сознании отсутствия противоречий в последних. Например, если изобразить ангелов с крыльями, не приспособленными к полету, этого вызывает чувство неудовольствия у воспринимающего. |