|
Предыдущая Следующая
Соч.:
Собр.
соч. Т. I. Статьи по искусству. Paris, 1985; Анализ пространственности и
времени в художественно-изобразительных произведениях. М., 1993; Иконостас. М.,
Искусство, 1994; Избранные труды по искусству. М., 1996.
Лит.:
Бычков В.В. Эстетический
лик бытия (умозрения Павла Флоренского). М., 1990; П.А.Флоренский и культура
его времени. Atti del Convengo Internazionale Uni-versita degli Studi di
Bergamo 10-14 gennaio 1988. Marburg, 1995. Bychkov
V. The Aesthetic Face of Being. Art in the
Theology of Pavel Florensky. Crestwood,
N.Y. 1993.
В.Б.
Флуктуация (англ. fluctuation)
Феномен виртуализации
психологии эстетического восприятия. В восприятии виртуальной реальности участвует ряд органов чувств. Колеблющееся, мерцающее,
зыбкое, текучее «флуктуационное» восприятие, спровоцированное
парадоксальностью виртуальных объектов, напоминает «схватывание» в интуитивизме
Бергсона: воздействуя на подсознание,
художественная виртуальная реальность обеспечивает мгновенное осознание
целостности пакета эстетических воздействий, способствуя расширению
сферы эстетического сознания и видения картины мира.
Н.
М.
Фовизм (от фр. les fauves — дикие (звери))
Локальное направление в
живописи нач. XX в. Наименование Ф. было в насмешку присвоено группе молодых
парижских художников (А. Матисс, А.
Дерен, М. Вламинк, А. Марке, Э.-О. Фриез, Ж. Брак, А.-Ш. Манген, К. ван
Донген), совместно участвовавших в ряде выставок 1905-1907 гг., после их первой
выставки 1905 г.
Название было принято самой группой и прочно утвердилось за ней. Направление не
имело четко сформулированной программы, манифеста или своей теории и
просуществовало недолго, оставив, однако, заметный след в истории искусства.
Его участников объединяло в те годы стремление к созданию художественных
образов исключительно с помощью предельно яркого открытого цвета. Развивая
художественные достижения постимпрессионистов (см.: Постимпрессионизм, Сезанн, Гоген, Ван Гог),
опираясь на некоторые формальные приемы
средневекового искусства (витражи, романское искусство) и японской гравюры,
популярной в художественных кругах Франции со времен импрессионистов
(см.: Импрессионизм), фовисты стремились к
максимальному использованию колористических возможностей живописи. Природа,
пейзаж служили им не столько объектом изображения, сколько поводом для создания
экспрессивных, напряженных цветовых симфоний, не порывающих, однако, связей с
увиденной действительностью. Основные цветовые отношения и мотивы фовисты брали
из природы, но предельно усиливали и обостряли их, нередко использовали цветной
контур для отделения пятен цвета друг от друга. Повышенная светоносность
(«краски буквально взрывались от света», — писал впоследствии А. Дерен) и
выразительность цвета, отсутствие традиционной светотеневой моделировки, организация
пространства только с помощью цвета — характерные черты Ф. От Ф. оставался один
шаг до абстрактного
искусства, но ни один из его представителей
не сделал этот шаг. Все они после 1907 г. пошли своими путями в искусстве,
используя Ф. как некий этап на пути экспериментальных поисков в области живописных
средств. Выразительные возможности цвета, выявленные фовистами, активно
использовались многими живописцами XX в., начиная с экспрессионистов,
абстракционистов и кончая появившимся в 50— 60-е гг. движением «Новые дикие».
Предыдущая Следующая
|
|