Соч.: Нулевая степень
письма // Семиотика. М., 1983; Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М., 1994; Мифологии. М., 1966; Sur Racine. P., 1963; Essais critiques. P., 1964; Système
de la mode. P., 1967; Le plaisir du texte. P., 1973; Roland Barthes. P., 1975;
Le grain de la voix. P., 1981; Le bruissement de la langue. P., 1984; L'aventure
sémiologique. P., 1985. Лит.: Ржевская Н.Ф.О целях и
границах структурного анализа классического текста. // Методология современного
литературоведения. М., 1978; Чиковани Б. С. Современная
французская литературная критика и структурализм Ролана Барта. Тбилиси. 1981; Силичев Д. А. Проблема
«письма» и литературы в концепции Р. Барта // Вопросы литературы. 1988, № 11; Косиков Г. К. Ролан Барт —
семиолог, литературовед // Барт Р. Избранные
работы. М., 1994; Mallac G. de, Eberbach M. Barthes. P., 1971. Д. Силичев 50 Батай (Bataille) Жорж (1897-1962)
Французский поэт, прозаик, эссеист, экономист, мистик, во многом определивший пути развития французской мысли и словесности второй половины XX в. Его философские ориентиры — Г.В.Ф.Гегель, Ф.Ницше, 3. Фрейд, Л. Шестов, А.Кожев. Существенное воздействие оказала на него философия экзистенциализма. М.Хайдеггер считал Б. самым светлым умом Франции. Б. предвосхитил пути развития неклассической эстетики (см.:
Эстетика
неклассическая) как внесистемной, экспериментальной, трансгрессивной,
телесной. Смерть, экстаз, грязный секс, растрата, смех — реперные точки его
художественных интересов. В его творчестве переплетаются святое и
святотатственное, божественное и жертвенное. Неизгладимое впечатление произвели
на него в детстве страдания и смерть слепого парализованного отца. Он
воспитывался в духе католической традиции, собирался принять сан, но
впоследствии пытался порвать с католицизмом, не прекращая при этом поиски Бога.
Был близок к сюрреализму,
но в конце концов порвал и с ним, обретя имидж «еретика». С Эстетические взгляды Б. отмечены экзистенциально-сюрреалистическим отказом от традиций, норм, условностей, табуиро-ванных тем. Телесность рассматривается им в ракурсе животности человека, чья физиология обрекает духовный порыв к чистоте на неудачу. Критикуя как традиционные антропоморфизм и антропоцентризм, так и «над-реальность» сюрреализма, Б. ратует за «под-материализм» с точки зрения животности. Сильное впечатление произвели на Б. идеи Достоевского о «разврате с гнильцой», в котором участвует не только тело, но и душа. Парадоксально сочетая элементы теологического трактата и порнолитературы, Б. описывает чувства лирического героя, встретившего Бога в облике сумасшедшей проститутки («Госпожа Эдварда»). Почти маниакальное стремление к грязи, мерзости, перверсии, шокирующе-неприличному на грани порнографичности входит в понятие трансгрессии — нарушения границ, в том числе границ приличий, телесных границ, границ между жизнью и смертью, мыслимым и немыслимым, субъектом и объектом, языком и молчанием, теорией и практикой, дискурсом и властью, нормой и патологией. Гнусность — граница священного и святотатственного, источник амбивалентной «ужасной» притягательности эротико-мистического экстаза. Сексуальность — это аскеза, связанная со страхом, страданием, преодолением отвращения. Сильнейшее возбуждение вызывает пьяный партнер; один из главных эпизодов жизни и творчества Б. — чудовищное вожделение, испытанное им перед гробом матери. |