Обобщенно суть этой теории сводится к следующему. В психике человека существует три сложно взаимодействующие между собой сферы: бессознательное, предсозна-тельное и сознательное (сознание). Позже с некоторыми модификациями он обозначил их более философично как Оно (id), Я (Ego) и Сверх-Я (Super-Ego). Бессознательное — это фундамент и генератор деятельности психики. Оно иррационально, в нем сосредоточены все биологические влечения и желания человека, главные среди них по-лярны: это жизнесозидающие влечения — сексуальные (позже обозначенные как Эрос) и жизнеразрушающие — влечение к смерти (Танатос), порождающее и склонность к агрессии. В реальной психике человека они перемешаны друг с другом в различных пропорциях. Энергию сексуальных влечений Ф. обозначал как либидо. В сфере бессознательного находятся как первичные природные инстинкты, так и вытесненные туда из сознательно-действенной сферы неприемлемые для общества данной ступени развития влечения. Главный стимул и цель деятельности бессознательного — удо- 466 вольствие (Ф. считал, что
вся психическая деятельность человека направлена на две цели: сокращение
неудовольствия и приобретение удовольствия — отсюда главная роль в ней бессознательного).
Для его достижения бессознательное должно проявить себя (реализовать желания) в
действительности, то есть попасть в сознание, которое управляет реализацией
всех психических процессов. Предсознательное отделяет бессознательное от сознания
и одновременно связывает их, является мостом между ними и цензором для
бессознательного. Это разумное Я человека, руководствующееся в своей
деятельности принципом реальности, который формируется как следствие
осознанного социокультурного бытия человека. Предсознательное регулирует
актуализацию бессознательных влечений (например, позволяет сексуальным
влечениям реализоваться только в рамках брака и семьи; агрессивным влечениям —
на войне, в гладиаторских боях или в некоторых спортивных состязаниях и т.п.) и
вытесняет из сферы сознания те из них, которые не соответствуют данному уровню
культуры (запрещенные формы сексуальности, стремление к насилию, жестокости,
агрессии и т.п.). Отсюда нарастающий с развитием рационально-морализаторской
культуры конфликт человека (его бессознательного) с культурой (достигший к
началу XX в., как известно, критической величины). С другой стороны,
вытесненные или запрещенные (табуированные) цензурой предсознания (Я) влечения
ищут «обходные пути» для проникновения в сознание (сферу Сверх-Я) и реализацию
в действительности. Эта реализация осуществляется различными способами: у части
людей приводит к нарушениям психики — неврозам и психозам; у большинства
проявляется в сновидениях, грезах («снах наяву»), фантазировании, в ошибочных действиях,
описках, оговорках; сублимируется (см.: Сублимация) в творческой
деятельности человека — в науке, религии, искусстве, то есть способствует
развитию культуры. Смысл конфликта человека с культурой Ф. (особенно четко в
работе |