Русский Ф. не был единым художественно-эстетическим направлением или движением. Футуристами называли себя многие левые группировки в искусстве и литературе того времени (петербургский «Союз молодежи», московский «Ослиный хвост» и др.), отличавшиеся друг от друга стилистическими и эстетическими принципами. Здесь были и постсезаннисты, и постэкспрессионисты, и примитивисты, и русские фовисты и др. В России на Ф. ориентировались не только художники и литераторы, но и литературоведы, в частности представители ОПОЯЗа и «Формальной школы». Ф. оказал определенное воздействие на многие виды искусства XX в., в частности на театр и кино. Разработанные футуристами новые приемы работы с художественно-выразительными средствами были восприняты многими представителями авангарда, модернизма, постмодернизма. Соч.:
Манифесты
итальянского футуризма. М., 1914; Манифесты и программы русских футуристов.
Изд. В.Марков. Мюнхен. 1967; Русский футуризм: Теория. Практика. Критика.
Воспоминания. М., 1999; Поэзия русского футуризма. (Новая библиотека поэта).
СПб, 1999; Futurismo. Manifesti, proclami, interventi e documenti teorici del
Futurismo 1909-1944. T. 1-4. Florenz, 1980; Der Futurismus
Manifeste und Dokumente einer künstlerischer Revolution 1909-1918.
Köln, 1972. Лит.:
Baumgarth C. Die Geschichte des Futurismus. Bd 1-2.
Hamburg, 1966; Martin
M.W. Futurist Art and Theory. 1909-1916.
Oxford, 1966 Taylor
C. Futurism, Politics, Paintings and
Perfomance. Michigan, 1979; Calvesi
M. Der Futurismus. Kunst und Leben.
Köln, 1987; Markov
V. Russian Futurism: a history. L.,
1969. Л.
Б. 475 Х
Хайдеггер ( Heidegger) Мартин (1889-1976)
Крупнейший немецкий
мыслитель XX столетия, один из наиболее влиятельных идеологов
постмодернистского сознания (см.: Постмодернизм), оказал
огромное воздействие на современную западную эстетику и философию искусства.
Изучал философию в университете Фрейбурга, профессор Марбургского (1922-1928),
Фрейбургского (1929-1933) университетов, с Для творческой эволюции X. свойствен переход от разработки классической к «неклассической» философии искусства, в которой исключительно важную роль приобретает герменевтическая проблематика и сформировавшийся, под мощным влиянием дальневосточной философско-эстетической традиции, «поэтический» стиль мышления. Идеи Х.овской философии искусства наиболее ярко отразились в работе «Исток художественного творения» («Der Ursprung der Kunstwerkes»), первоначальный лекционный вариант которой был написан в 1935-1936 гг., а в окончательной редакции опубликован в сборнике статей «Неторные тропы» («Holzwege», 1950), а также «Пояснения к поэзии Гёльдерлина» ( Hölderlin und das Wessen der Dichtung, 1944), «На пути к языку» («Unterwegs zur Sprache», 1959), «Ницше», 2 т. («Nietzsche», Bd. 1-2, 1961), «Искусство и пространство» («Die Kunst und der Raum», 1969). Концепция этого мыслителя впитала в себя и в большой мере отразила характерную для нашего столетия тенденцию взаимопроникновения философско-эстетитческих традиций Востока и Запада. Мышление философа отличается не только высоким интеллектуальным уровнем, сложностью теоретических конструкций, фундаментальными познаниями в области философии, истории, эстетики, литературы, но и оригинальной интерпретацией классических текстов. После опубликования основных произведений X. стал общепризнанным классиком философии искусства XX столетия. |