|
Предыдущая Следующая
Эстетике последней трети XX в. близки идеи Б. о
невыразимом, неназываемом, несказанном. Вместе с тем Б. стремится
засвидетельствовать, что по ту сторону речи ничего нет — там пустота, ничто,
превращающие творчество в головокружительную авантюру, провоцирующие
нечеловеческий вой. В постмодернистской ситуации актуализировались его идеи
творчества как лабиринта.
Однако лабиринт у Б. — путь не к выходу, не ввысь, а в подполье,
низводящее человека к «слишком человеческому». Аксиоматичным для постмодернизма
стал и вывод Б. об «ускользании от определения» — невозможности выделения
особого жанра философствования, его включенности в другие дискурсы — литературный,
художественный, этнологический и т.п.
Философско-эстетическое кредо Б. афористически
выражено в его миниатюре «Книга» из сборника «Могила Людовика XXX»:
«Я впиваюсь в рваную
рану твою,
Раздвигая твои голые ноги,
Раскрывая их словно книгу,
Где читаю про смерть мою».
|
Творчество Б. оказало
существенное влияние на формирование художественных практик и эстетики постмодернизма
(Р.Барт, М.Фуко, Ж.Деррида, Ж.Делёз, Ж.Лакан, Ю.Кристева и др.).
Осн. соч.: Oeuvres compèltes. T.I-XII. P., 1970-1988; Литература и зло.
M., 1994; Внутренний опыт. СПб, 1997; Ненависть к поэзии. Порнолатрическая
проза. М., 1999.
Лит.: Танатография Эроса: Жорж Батай и французская мысль середины XX
века. СПб, 1994; Фокин С.Л. Жорж Батай в 30-е годы. Философия. Политика. Религия. СПб, 1998; Зенкин С.Н. Жорж Батай // Французская литература 1945-1990. М., 1995; Рыклин М.К. Жорж Батай // Современная западная философия. Словарь. 2-е изд. М., 1998; Браун Н. Дионис в 1990 году//Иностр. лит., 1995, №1; Heimont J.-M. Politique de l'écriture.
Bataille/Derrida. P., 1990; Ernst G. George Bataille: Analyse du récit de
mort. P., 1993; Warin R. Nietzche et Bataille: la parole à
l'infini. P., 1994; George Bataille après nous. P., 1995.
H. M.
52
Баухауз
(Bauhaus—
нем. — «дом строительства»,
по аналогии со
средневековым понятием
«гильдия строителей» —
Bauhütte)
Высший художественно-ремесленный мастерские-институт для
подготовки современных художников-конструкторов широкого профиля, созданный
арихитектором В.Гропиусом в 1919
г. в Ваймаре. В 1925 г. Б. переехал в Дессау, в 1932 — в Берлин
и в 1933 г.
был закрыт нацистами. Согласно замыслу Гропиуса, Б. призван был объединить
основные искусства и ремесла в «единое художественное производство»
(Einheitskunstwerk — ср.: Гезамткунстверк), в
некий синтез искусств при главенстве архитектуры, что уже было в истории
культуры в Средние века, на новых научно-техническом и
художественно-эстетическом уровнях. В этом Гропиус видел прообраз будущего искусства-производства,
направленного на создание среды обитания человека. Для осуществления этой
задачи он пригласил в качестве профессоров (которые по средневековой традиции
именовались в Б. «мастерами») крупнейших художников того времени —
представителей авангардного искусства (см.: Авангард) В.Кандинского, П.Клее, О.Шлеммера,
Л.Файнингера, Л.Моголи-Надя, Т. ван Дуйсбурга и др. В отличие от аналогичной
школы-мастерской в России ВХУТЕМАСа, где основной тон задавали революционно
настроенные конструктивисты (см.: Конструктивизм) и
футуристы (см.: Футуризм), Б. был менее социально-политически
ангажирован, хотя и являлся государственным учреждением. Главное значение для
«гильдии» Б. имели пути отыскания «объективных» художественно-эстетических
законов формообразования и сопряжения их с утилитарно-функциональным
назначением проектируемых объектов. Б. активно использовал многие находки и
опыт русских конструктивистов в этой области, голландской группы «Де Стайл»,
оригинальные наработки и опыт самих преподавателей Б. Обучение строилось на
синтезе духовно-художественого и технически-ремесленного образования в процессе
творческой практической деятельности по объединению принципов искусства и
промышленной технологии, творческого вдохновения и точного рационального расчета.
Курс обучения начинался с фундаментального изучения свойств элементарных форм,
цветов, объемов и их взаимообъединений, «взаимозвучаний». Одновременно
изучались свойства современных материалов, технология их обработки и
возможности использования в художественно-прикладных целях. Предыдущая Следующая
|
|