Соч.:
Исток
художественного творения // Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-XX вв.,
М., 1987; Гёльдерлин и сущность поэзии // Логос, № 1, Искусство и пространство
// Самосознание европейской культуры, М., 1991; Мартин Хайдеггер (Серия:
Феноменология, герменевтика, философия языка). М., 1993; Hölderlin und das Wesen der
Dichtung, München, 1937; Holzwege, Sankt Gallen, 1950; Pfüllingen,
1961; Die Kunst und der Raum, SanktGallen, 1969; Erläuterungen zu
Hölderlins Dichtung, Fr./ M., 1971; Лит.:
Гайденко П. П. Философия
искусства Хайдеггера // «Вопросы литературы», 1969, №7; Михайлов А. В. Философия
Мартина Хайдеггера и искусство // Современное западное искусство. XX век. М., 1982; Sass
H.-M. Heidegger — Bibliographie, Hain, 1986; Sadgik
J. Estetique de M. Heidegger, Paris, 1963; Kockelmans
J. Heidegger on Art and Art Works, Dordrecht,
1986; Faden
G. Die Sehen der Kunst zu Heideggers Kritik
der Ästhetik, Würzbuig, 1986. А.
Андрияускас ХАЙ-ТЕК (англ. Hi-tec; от high technology — совершенная технология)
Стилевая разновидность архитектурно-дизайнерской практики. В своем прямом значении термин употребляется для характеристики технологических процессов в высокоразвитых отраслях производства — электронике, атомной энергетике, аэрокосмической технике. В архитектуре стиль Х.-Т. оформился в середине 70-х как способный наиболее полно выразить достижения науки и техники в эпоху научно-технического прогресса (молочный завод в Юваскюля, Финляндия, архитектор М. Мякинен, передающие радиостанции в Зальцбурге и Инсбруке, Австрия, архитектор Г. Пейхл). Х.-Т. базируется на искреннем показе функций, структур и материалов и проявляется в подчеркнутом артикулировании конструктивных и технологических элементов. В сферу эстетически значимых попадают элементы, формирующие облик производственной Среды на промышленных предприятиях, которые до этого в ограниченной степени являлись объектами художественно-проектной деятельности: трубы, градирни, эстакады, водонапорные башни, силосы, воздухозаборные шахты, трубопроводы, установки кондиционирования и другое, что до недавнего времени предпочитали скрывать от зрителя. Преображенные эстетическим видением художника, архитектора, дизайнера и вынесенные из подвалов и чердаков на фасады и в интерьеры зданий инженерные коммуникации и технологическое оборудование оказывают сильное эмоциональное воздействие благодаря необычности форм, скульптурности объемов, интенсив- 478 ности цветовой окраски противопожарного покрытия, блеску отшлифованной поверхности стального каркаса. Выйдя за пределы промышленной архитектуры, Х.-Т. распространился на широкий спектр архитектурных построек: Центр искусств имени Ж. Помпиду в Париже, арх. Роджерс и Пиано; Сейнсбери-центр, Англия и банк в Гонконге, арх. Фостер; здание страховой компании «Ллойд», Лондон, арх. Роджерс; здание ссудного банка в Мюнхене ФРГ, арх. В. и Б. Бетц; всемирные выставки, павильоны. |