|
Предыдущая Следующая
Осн.
соч.: Осень
Средневековья. М., 1988; Человек и культура // Западноевропейская эстетика XX
века. Вып. l. M.,1991; Homo ludens. В тени завтрашнего дня. М., 1992; Amerika
levend en denkend. Haarlem, 1927; Niderlands beschaving in de
17-e Eeuw. Haarlem, 1941; Wenn die Waffen schweigen. Basel, 1945; Mein Weg zur
Geschichte. Letzte Reden und Skizzen. Basel, 1947.
Лит.:
Тавризян Г.M. О.
Шпенглер и Й. Хейзинга: две концепции кризиса культуры. М., 1989; Кривко-Апинян Т. А. Мир
игры. СПб, 1993; Kaegi W. Das
historische Werk I. Huizingas, Leiden, 1947; Koster K. I.
Huizinga, 1872-1945. Mit einer Bibliographie. Obarursel (Taunus), 1947.
T.
Апинян
Хлебников
Велимир (наст. имя Виктор Владимирович, 1885-1922)
Один из крупнейших
поэтов-авангардистов (см.: Авангард),
один из основателей русского
футуризма.
С
1903 г. изучал математику и
480
естественные науки в
Казанском и Санкт-Петербургском университетах; с 1908 г. начал публиковать
свои стихи, затем прозу, манифесты, теоретические работы. Совместно с Д.
Бурлюком и А. Крученых создал движение русских футуристов, вел кочевой образ
жизни, постоянно перемещаясь между Петербургом, Москвой, Харьковом, Ростовом и
др. городами России. Как и большинство футуристов, приветствовал русскую
революцию и научно-технический прогресс (см.: НТП и искусство) во всех его проявлениях. Сам ощущал себя революционером и
экспериментатором в искусстве и культуре. Усматривал будущее культуры и
человечества во всеобщем единении людей на основах разумного социального
устройства, в объединении достижений всех культур человечества в некую новую единую
культуру, в организации современной городской среды обитания человека, в
создании единого для всех людей языка — и все это на базе новейших достижений
науки и техники. Своих друзей-футуристов, которых он на русский манер называл
будетлянами, X. в характерном для авангарда манифестарном стиле провозгласил
первым правительством Земного Шара, а себя — «Председателем Земного Шара». X.,
возрождая своеобразный дух неопифагорейства, много занимался вопросами
применения математики к гуманитарным наукам, в частности к истории (см. его
трактаты «Учитель и ученик», «Наша основа» и др.); усматривал в числах их
сакрально-магическое значение; и под этим углом зрения слова представлялись ему
«слышимыми числами нашего бытия». Особую любовь X. испытывал к иррациональным числам
(типа корня квадратного из единицы) (к неэвклидовой математике вообще),
усматривая в них «свободу от вещей» (ср. обратную тенденцию в ПОСТ-культуре: Вещь, ПОСТ-), выход
к иррациональным истокам бытия, которые он хорошо ощущал в глубинных пластах
различных культур (древнеегипетской, китайской, индийской, мексиканской и др.)
и прежде всего — в славянско-русском фольклоре.
Предыдущая Следующая
|
|