|
Предыдущая Следующая
Лит.:
Барт Р. От
произведения к тексту // Вопросы литературы. №11, 1988; Деррида Ж. Позиции.
Киев, 1996.
М.
Огданец
488
Ш
Шагал (Chagal) Марк
Захарович (1887-1985)
Русский, затем французский
художник. Родился в многодетной семье еврейского чернорабочего в Витебске —
одном из еврейских гетто царской России, одном из центров хасидизма. С детства
проявил склонность к изобразительному искусству, учился некоторое время у
местного художника, в 1907г. уезжает изучать живопись в Петербург, посещает
школу Общества поощрения художеств, возглавляемую Н. Рерихом, затем класс Л.
Бакста, но эти занятия, по признанию Ш., мало что дали ему. Уже тогда он
работал исключительно по-своему, и никакие школы и учителя не могли существенно
повлиять на него. 1910-1914 гг. он провел в Париже. Современная французская
живопись произвела на него сильнейшее впечатление. Свое знакомство с ней он начал
еще в Петербурге, где увидел выставку фовистов (см.: Фовизм ). Однако учился живописи Ш. в Париже больше не в живописных
классах, как писал он в своей автобиографической книге «Моя жизнь», а в музеях
и на улицах Парижа. Он жил среди молодой художественной богемы, познакомился и
подружился с Модильяни, Леже, Сутиным,
Делонэ, Архипенко, литераторами Аполлинером, Блэзом
Сандраром, Максом Джекобом, Андрэ Сальмоном и др. С 1911 г. начинает
выставляться на художественных выставках. Первая персональная выставка Ш.
состоялась в галерее Г. Вальдена «Штурм» в 1914 г. В этом же году он
отправляется с кратким визитом на родину и задерживается там из-за
разразившейся войны и революции до 1922 г. Он, как и многие представители
авангардного искусства, с воодушевлением встречает октябрьскую революцию и
пытается найти свое место в новой советской действительности. В качестве
комиссара изящных искусств в Витебске он организует художественную школу, куда
приглашает преподавать Эль Лисицкого и К. Малевича, который через некоторое
время в результате несовместимости художественно-теоретических платформ
вытесняет его из школы. Ш. перебирается в Москву, где работает над оформлением
и росписями нового Еврейского Камерного театра Грановского. Однако случайные
заказы не удовлетворяют его. В целом же он остается чужим и для русских
авангардистов, и для новой власти. «Ни царской, ни советской России я не нужен.
Меня не понимают, я здесь чужой. Зато Рембрандт уж точно меня любит» («Моя
жизнь»), и он с семьей в 1922
г. навсегда покидает Россию. С 1923 г. постоянно, за
исключением периода Второй мировой войны, когда он вынужден был переехать в США
(с 1941 по 1948 г.),
он живет во Франции. С 1937 г.
гражданин Франции. В 1973 и 1974 гг Ш. посещает Россию, где находит теплый
прием в среде русской интеллигенции, но до настоящей любви к его творчеству в
первом отечестве, о которой он мечтал с 20-х годов, тогда еще было далеко.
Предыдущая Следующая
|
|