Интерес Ш. к философскому осмыслению действительности, данный сквозь призму библейского сюжета, воплотился наиболее ярко в незавершенной опере «Моисей и Аарон», начатой в нач. 30-х гг. В опере с наибольшей силой сказались идеализм и непоследовательность мировоззрения Ш. Композитор не видел выхода из противоречий реального мира, народ предстает в опере как масса, поддающаяся соблазнам благополучия, позволяющая легко увлечь себя на путь преступления и подчинения темным силам. Неверие в силы народа, изображение его как пассивной массы — следствие индивидуализма Ш. Вся музыка оперы строится на одной серии. Роль Моисея исполняет чтец в манере Sprechgesang, партия Аарона поручена певцу (тенору). В этом не только противопоставление персонажей, но и символическое олицетворение мысли и искусства. Большая роль отведена хору. Его трактовка охватывает все возможные способы вокального исполнения. Музыкальная фактура оперы отличается густотой сплетений полифонических линий. Большая роль в создания напряженнейшей драматургии оперы принадлежит оркестру (его тройной состав дополнен ансамблем на сцене). Опера явилась одним из самых значительных творческих достижений Ш., ярким выражением его духовного облика. Ш. был одним из тех художников, в произведениях которого с большой остротой отразились противоречия эпохи, преломленные сквозь призму субъективного мироощущения. Ш. выразил в музыке многое из 492 того, что волновало людей его времени. Он пытался
противостоять злу и насилию, сохранить этические и эстетические ценности,
которые казались ему вечными». (Ю.Г.Кон. Цит. по: Музыкальная энциклопедия. Т. Авангардные находки и достижения Ш., как и других представителей «новой венской школы», оказали сильнейшее воздействие на развитие музыкального мышления в XX в., дали мощный толчок модернистским и постмодернистским тенденциям в музыке. Соч.: Harmonielehre. Wien, 1911; Letters. Ed. by
Erwin Stein. L., 1964; Style and Idea: Selected Writings of Arnold Schoenberg.
Ed. by Leonard Stein. L., 1975. Лит.:
Stuckenschmidt H.H. Arnold Schoenberg: His Life, World and
Work. N.Y., 1977; Arnold Schoenberg / Wassily Kandinsky: Letters, Pictures and
Documents. Ed. Je. Hahl-Koch. L., Boston, 1984; Dahlhaus
C. Schoenberg and the New Music. Cambridge, N.
Y., 1987; Ringer
A. Arnold Schoenberg: The Composer as Jew.
Oxford, 1990; Rosen
Ch. Arnold Schoenbetg. Chicago, 1996. Шизоанализ (schizanalyse — фр.)Ш. — неклассический метод культурологических исследований, предлагаемый Ж. Делёзом и Ф.Гваттари в качестве альтернативы психоанализу. Принципиальное отличие Ш. заключается
в том, что он раскрывает нефигуративное и несимволическое бессознательное,
чисто абстрактный образ в том смысле, в каком говорят об абстрактной
живописи. Ш. мыслится как теоретический итог майско-июньских событий |