Идея «неограниченной выразительности» появилась у Ш. в конце 60-х гг. вместе с созданием первых его зрелых сочинений. Эпицентром стала 2-я соната для скрипки и фортепиано, с замыслом «антисонаты» и подзаголовком «Quasi una Sonata» (пародия на подзаголовок бетховенской «Лунной сонаты» — «Quasi una Fantasia»). «Антисоната» Ш. — последовательное разрушение формы, драматургии и традиционного музыкального языка классической сонаты посредством безбрежной музыкальной экспрессии: если берется аккорд — он оглушителен, как выстрел, если сопоставляются скрипка и фортепиано — это не дуэт, а дуэль, если скрипач играет свое соло — это непредсказуемое брожение в мире тотальных возможностей этого инструмента, если пианист играет «гневные аккорды» — он играет их сотни подряд и ярости его нет границ. Для музыкантов, исполняющих произведение именно с такой установкой, — это психодрама эмоциональных напряжений, предельных для всей истории музыки. При сопоставлении музыки «неограниченной выразительности» Ш., проявлявшейся и в позднейших произведениях композитора, с эмоциональным напряжением музыкального экспрессионизма первой половины XX в. можно отметить, что эмоциональный уровень экспрессионизма стал уже нормой для всего XX в. (помимо Ш. у Д. Шостаковича, В. Тищенко, К. Пендерецкого, Я. Ксенакиса и многих других). На примере творчества Ш. виден один из парадоксов внутреннего развития искусства XX в.: допущение классических моделей в качестве канона привело к полистилистике как эвристическому явлению, а закрепление эвристики стало каноническим для эпохи. Соч.:
Изображение
и музыка — возможности диалога (Е. Петрушанская) // Искусство кино. №1, 1987;
Дух дышит, где хочет... (В. Холопова) // Наше наследие.№ 3, 1990; Из Четвертого
круга. Альфред Шнитке говорит... (В. Яковлев). // Волга. №3, 1990.
Полистилистические тенденции в современной музыке // В. Холопова, Е. Читарева.
Альфред Шнитке. М. 1990. Приложение. Годы неизвестности Альфреда Шнитке (Д.
Шульгин), М. 1993; Беседы с Альфредом Шнитке (А. Ивашкин). М. 1994; Alfred Schnittke im Gesprach
über sein Klavierquintett und andere Kompositionen (J. Hansberger) //
Pommersfeldener Beiträge. Bd 3. Frankfurt am Main. 1982. Лит.: Холопова В., Чигарева Е. Альфред Шнитке. M. 1990; Gerlach
H. Die Spannung liegt zwieschen den Noten. //
Sonntag. №
45,1976 В.
Холопова 501 Шок эстетический
Обостренная до предела эстетическая
оппозиция, вызывающая у реципиента
чрезвычайно острую, а порой и болезненную эмоциональную реакцию, вплоть до
отторжения. В нонклассике шоковая эстетика
связана с нарушением общепринятых эстетических норм, традиционных вкусов. Ее
диапазон простирается от новаций авангарда, экспериментов
сюрреализма
и абсурдизма (см.: Абсурд) до порноэстетики, эстетизации насилия и жестокости в
кинематографе, психосоматических эффектов страха, ужаса в виртуальной
реальности. Ш. — основа художественной
провокации, а также саспенса. Он может быть вызван такими разнородными
художественно-эстетическими явлениями, как контрасты, диссонансы, асимметрия;
гротескное, безобразное, ужасное,
монструозное. Его может также спровоцировать кия. К
Ш. нередко прибегают реклама и мода. |