502 Мантра (1970), в котором реализована новая концепция формульной композиции, означающая возникновение собственно «космической музыки»; Sternklang/ Звучание звёзд (197I) положившее начало так называемой парковой космической музыки. В Одним из следствий этого оказывается сочинение в качестве самостоятельно исполняемых не только той или иной оперы в целом, но также её отдельных составных частей. С этого времени и далее Ш. практически полностью сконцентрирован на сочинении и исполнении оперного цикла LICHT/ СВЕТ, в котором интегрируются многие важнейшие художественные результаты, достигнутые ранее, и вместе с тем реализация данного творческого проекта сопровождается также привнесением в современное музыкальное искусство ряда новых открытий, изобретений и революций. В творчестве Ш. осуществлён принципиально новый
синтез музыки и речи, музыки и графики (что связано в том числе с изобретением
новых методов речевого музыкального языка, а также специальных способов
нотации), музыки и ритуала, музыки и театра, тех или иных аспектов музыки и
сценического действия. В так называемой «универсальной музыке» Ш. достигнута
интеграция, то есть, органичное объединение между собой «сочиненных», а также
«найденных звуковых объектов», а именно, государственных гимнов, фольклора едва
ли не всех стран мира, коротковолновых звуковых событий, специально сочиненных
«звуковых сцен», записей природных и механических шумов и звуков иного
происхождения. В его сочинении Telemusik (электронная музыка, |