H.
M. Эклектика (от греч. eklego — выбирать, собирать)
Беспринципный принцип сочетания несочетаемых явлений, понятий, черт, элементов и т. п. компонентов в нечто, с позиций классического мышления не признаваемое за целостность или единство. Э., или эклектизм, как способ мышления, писания, создания произведений искусства, характерна для переходных этапов в истории культуры, когда внутри старой культуры, имевшей некий целостный облик или определенное стилистическое единство, но уже миновавшей свой апогей, клонящейся к закату и угасающей, возникают диссонирующие с ней (или отрицающие ее) черты и элементы; когда еще не набравшее силы новое почти хаотически перемешивается со старым, включая в этот коктейль и многие элементы уже давно канувших в лету феноменов. Э. — это некий мыслительный или творческий алхимический котел, в котором варится все, что попало из всего и вся, и в результате вываривается нечто невиданное, но значимое в каких-то отношениях. Э. — это своего рода экспериментальная творческая лаборатория на переходных этапах истории культуры или искусства. В качестве одного из классических образцов Э. можно указать хотя бы на творчество Филона Александрийского (рубеж новой эры) или раннехристианского отца Церкви Климента Александийского (II-III вв.), особенно на его грандиозное сочинение «Строматы», опирающееся на сотни самых разных известных к его времени философских и богословских источников. Позже из Филона и Климента выросли достаточно целостные и оргинальные системы христианского миропонимания Оригена и псевдо-Дионисия Ареопагита. На основе эклектического раннехристианского искусства возникло высокохудожественное и высокодуховное византийское искусство и т. п. В XX в. Э. характерна для многих направлений искусства, арт-практик отдельных художников и писателей. На принципах Э. основывается постмодернизм; многие неклассические движения в культуре второй пол. столетия, ПОСТ-культура (см.: ПОСТ-) в целом. Можно сказать, что Э. — основа творческого метода (если о нем вообще имеет смысл говорить в этом контексте) арт-практик ПОСТ-. В.
Б. Эко (Eco) Умберто (род.1932)
Итальянский семиотик,
эстетик, историк средневековой литературы, писатель, критик и эссеист,
оказавший значительное влияние на развитие неклассической эстетики. Свое
постмодернистское кредо сформулировал в
заметках на полях романа «Имя розы» (1981), принесшего ему широкую известность.
Обратил внимание на возможность возрождения сюжета под видом цитирования других
сюжетов, их иронического переосмысления, сочетания проблемности и
занимательности. Считая постмодернизм не
фиксированным хронологическим явлением, но определенным духовным состоянием,
подходом к работе, Э. видит в нем ответ модернизму, разрушавшему и
деформировавшему прошлое. Разру- |