С Возрождения в евро-американской эстетической культуре намечаются две главные тенденции: 1) нормативно-рациоцентрическая (классицизм, просвещение, академизм, реализм, техноцентризм), тяготеющая к материализму, позитивизму, прагматизму, научно-техническому утилитаризму, и 2) иррационально-духовная (барокко, романтизм, символизм), ориентирующаяся на выражение в художественном творчестве духовного Абсолюта и духовного космоса. Не выходя за рамки целостной многоликой христианской культуры, первая линия восходит к идеализированной античности; вторая — к идеализированному Средневековью. При этом Ренессанс и классицизм делали акцент на идеализированном тварном мире, который в их восприятии мог бы соответствовать замыслу Творца (идеальные тела, отношения, ландшафты и т.п.). Реализм и техноцентризм ориентировались на реальное состояние материального мира, а барокко, романтизм, символизм устремляли свою творческую интуицию в сугубо духовные миры, рассматривая видимую реальность как символ и путь к ним. Э.
классицизма (от лат. classicus — образцовый;
термин введен романтиками в XIX в. в процессе борьбы с классицистами) — образец
рафинированной сознательно заостренной акцентации внимания на эстетической
сущности искусства, доведенной до строгой нормативизации системы художественных
правил. Начала складываться в Италии XVI в. и достигла своего апогея в XVII в.
во Франции в русле картезианского рационализма. Среди основных теоретиков можно
назвать Ж. Шаплена, П. Корнеля («Рассуждения о драматической поэзии» и др.
тексты), Ф. д`Обиньяка («Практика театра»), Н. Буало («Поэтическое искусство»)
и др. Опираясь на «Поэтику» Аристотеля и «Науку поэзии» Горация и их
многочисленные итальянские комментарии XVI в., а также на образцы античного
искусства и словесности, теоретики классицизма попытались выработать идеальную
систему правил (своего рода идеальную поэтику, или Э.), на которые должно
ориентироваться подлинное высокое искусство. В основу ее были положены античные
принципы красоты, гармонии, возвышенного, трагического. 528 Особое внимание классицисты уделяли драматическим искусствам, как главным в их понимании. Одним из сущностных принципов классицизма стала аристотелевская категория «правдоподобие», понятая как создание обобщенных, идеализированных и аллегоризированных изображений значимых в назидательно-дидактическом плане событий жизни легендарных особ или эпизодов античной мифологии. «Это не означает, что из театра изгоняются подлинное и возможное; но принимают их там постольку, поскольку они правдоподобны, и для того, чтобы ввести их в театральную пьесу, приходится опускать или изменять обстоятельства, которые правдоподобием не обладают, и сообщать его всему, что нужно изобразить» (Ф. д'Обиньяк). |