Остальные эстетические категории являются частными модификациями эстетического. Возвышенное наиболее непосредственно указывает на контакт человека с несоизмеримыми с ним космоургическими первоосновами бытия, с «бесформенными» пра-формами как источником любых форм; на потенциальную энергию бытия и жизни, на трансцендентальные предпосылки сознания. Прекрасное свидетельствует о целостном восприятии субъектом онтологической презентности бытия в его оптимальной конкретно-чувственной выраженности, об адекватности смысла и формы, его выражающей; а безобразное указывает на ту контрпродуктивную сферу бесформенного, которая соответствует распаду формы, угасанию бытия и жизни, нисхождению духовного потенциала в ничто. Лит.:
Лосев А. Ф. Две
необходимые предпосылки для построения истории эстетики до возникновения
эстетики в качестве самостоятельной дисциплины // Эстетика и жизнь. Вып. 545 минская эстетика. Под ред. М.Ф.
Овсянникова. М., 1983; Лукач Д. Своеобразие
эстетического. Т.1- В.Б. Эстетическое
сознание
Одна из главных категорий эстетики, характеризующая духовную составляющую эстетического опыта
(см.: Эстетическое).
Она означает совокупность рефлективной
вербальной информации, относящейся к сфере эстетики и эстетической сущности
искусства, плюс поле духовно-внесознательных, как правило, невербализуемых или
трудно вербализуемых процессов, составлющих сущность эстетического опыта
(человека или определенной социокультурной общности), эстетического отношения.
Э. с. является необходимым компонентом человеческого сознания, человека как
homo sapiens. Однако в силу крайне сложной его структуры и выполняемых функций
оно долгое время не выходило на уровень философской рефлексии. Эстетический
опыт был с древности присущ человеку и находил выражение в зачаточных формах
древнего искусства, украшения тела, предметов обихода, оружия, в культовых
обрядах, плясках, ритмической организации труда и т. п. Неразрывно с ним была
связана и интуитивная эстетическая оценка на основе еще слабо развитого чувства
не-только-чувственного удовольствия-неудовольствия. На более поздних этапах
культуры — в древних цивилизациях Востока и в античной Европе начинается
осмысление отдельных компонентов эстетического опыта, и соответственно Э. с.,
появляется специальная терминология для их обозначения (прежде всего термины
красота, прекрасное,
гармония, порядок, возвышенное и др.), которая в дальнейшем составит основу категориального
аппарата науки эстетики. Однако
вербально-рефлективный уровень Э. с. до сих пор остается недостаточно развитым
для адекватного выражения сущности Э. с., тех глубинных духовных процессов,
которые собственно и составляют его основу, приводят эстетический субъект в
состояние духовного наслаждения, к катарсису, но не
поддаются достаточно точной вербализации и формализации. |